Целью настоящей статьи является анализ изменений судебной практики (на актуальных (последних) практических примерах) по искам об оспаривании торгов (закупочных процедур) и контрактов, проведенных и заключенных согласно требованиям Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), с учетом пункта 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года (далее — Обзор).
§ История вопроса
Формирование судебной практики по данному вопросу началось давно, еще в период действия Федерального закона от 06.05.99 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (действовал до 1 января 2006 года; далее — Закон № 97-ФЗ), затем продолжилось при Федеральном законе от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (действовал с 1 января 2006 года до 1 января 2014 года; далее — Закон № 94-ФЗ) и действующем ныне Законе о контрактной системе. В последние годы оно во многом опиралось на подходы, отраженные в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.05 № 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства».
Принципиальной в связи с этим является оценка результатов торгов (ввиду пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее — ГК РФ) как оспоримых, а не ничтожных сделок. В силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 1 июня 2015 года) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).
Сделки, заключенные на торгах в порядке процедур, предусмотренных Законом № 94-ФЗ и Законом о контрактной системе, в большинстве случаев оценивались судами как оспоримые, а иски об оспаривании торгов и их результатов воспринимались как направленные на восстановление гражданских прав, как способ защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ).
С учетом упомянутого выше информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.05 № 101 основанием для удовлетворения такого иска считались в совокупности следующие обстоятельства:
- существенный характер нарушений при организации и проведении торгов и влияние таких нарушений на результат торгов;
- истец доказал не просто свое участие в проведенных...