Вспоминая лето: итоги XII Петербургского международного юридического форума
26–28 июня в Санкт-Петербурге прошел XII Международный юридический форум, собравший около 5000 участников из 81 страны, включая Россию. Среди них были и представители компании КАДИС — издателя журнала «Арбитражные споры» — Евгения Кузнецова, генеральный директор, и Наталья Кузнецова, руководитель центра профессионального развития.
Форум стал глобальной площадкой для обмена опытом и знаниями, где более 700 спикеров делились своими взглядами на будущее юридической профессии.
Цифровизация юридических функций: прорыв или подрыв?
Для журнала «Арбитражные споры» наибольший интерес представляли вопросы цифровизации юридической функции, ведь эта тема стала одним из ключевых треков форума. В условиях экстремально быстрого развития технологий юридическая профессия также должна адаптироваться и внедрять современные решения для повышения эффективности. Директор правового департамента ПАО Сбербанк Игорь Кондрашев всерьез поставил ироничный вопрос: «Как заставить ленивых юристов-негодяев работать в цифре?»
Однако все обсуждения инноваций сосредоточены на поиске баланса между рисками и возможностями, которые дают современные цифровые сервисы и инструменты.
Каковы прорывные возможности цифровизации?
1. Автоматизация рутинных процессов. Например, в Сбербанке ежегодно в работе находится до 5 миллионов судебных споров (с физическими и юридическими лицами). Отработать эффективно такой объем можно только с помощью цифровых инструментов. Ну или наняв целую армию юристов. Современные технологичные компании выбирают автоматизацию рутинных процессов: обработки документов, поиска правовой информации и управления делами. Это освобождает время юристов для более сложных и творческих задач.
2. Улучшение качества работы. Директор юридического департамента компании «Яндекс» Юлия Попелышева отметила, что цифровизация сама по себе не является целью юристов, цель — повысить качество и скорость юридических процессов. Использование искусственного интеллекта, машинного обучения, компьютерного зрения помогает анализировать большие объемы данных, выявлять закономерности и предлагать оптимальные решения. Это повышает точность и качество юридических услуг.
3. Доступность и прозрачность. Руководитель правового департамента ГК «Галс-Девелопмент» Екатерина Регеда обратила внимание, что цифровые решения для юристов позволяют стыковать задачи со смежными департаментами (финансы, бухгалтерия, управление персоналом, безопасность) и делать работу корпоративных юристов более прозрачной для внутренних клиентов.
Каковы подрывные риски цифровизации?
1. Инвестиции и ресурсы. Цифровизация требует значительных инвестиций: времени, денег или времени и денег вместе. Готовых решений на рынке нет, и все системы необходимо адаптировать под конкретные нужды компании.
2. Зависимость успеха цифровизации от согласования с другими отделами. Цифровизация может существовать локально, но недолго. Либо «смежники» захотят так же, и тогда потребуется масштабирование, либо будут сопротивляться, и тогда придется «продавать идею» цифровой трансформации всей компании.
3. Обучение и адаптация. Внедрение новых технологий предполагает обучение сотрудников и адаптацию к новым процессам. Это часто вызывает сопротивление, а потому требует дополнительных усилий по управлению изменениями.
4. Взаимозаменяемость человека и искусственного интеллекта. От этого риска человека страхует то, что, несмотря на все преимущества цифровизации, есть сферы, недоступные искусственному интеллекту: например, интуиция и эмпатия, как нам кажется, являются обязательными профессиональными качествами юриста.
Взгляд журнала «Арбитражные споры» на цифровизацию
1. Цифровизация не произойдет сама по себе, она потребует значительных усилий и ресурсов. Однако, если не начать процесс автоматизации сейчас, компании рискуют устареть, как печатная машинка.
2. ИИ уже сейчас вполне функционален, но только ВМЕСТЕ с человеком! «Искусственный интеллект не стоит наделять личными правами, поскольку ИИ не является носителем важных составляющих личности» — таково мнение председателя Конституционного Суда Российской Федерации Валерия Зорькина, и мы с ним солидарны.
3. Первыми умрут не юристы, а программисты: ИИ сам будет программировать. Именно поэтому в полный рост встает вопрос качества и доступности исходных данных для обучения ИИ и больших языковых моделей. Смеем предположить, что система КонсультантПлюс — ключевой рабочий инструмент корпоративного юриста — может стать источником таких достоверных данных.
4. Цифровизация не упрощает, а оптимизирует ресурсы — человеческие, временные. Например, инструменты Legal Design делают юридическую экспертизу понятной бизнесу — переводят коммуникации на язык бизнеса. Поэтому система КонсультантПлюс должна прирастать такими возможностями, как интерактивные документы, экспертные материалы в логике оne-page-подхода, чек-листы по типовым юридическим задачам и т. д.
Мы считаем, что технологии не могут полностью заменить юристов, но могут значительно улучшить их работу.
Читайте все платные статьи от 420 ₽ при приобретении годовой подписки
Чтобы оставить комментарий вам нужно Войти или Зарегистрироваться