Судебная практика по вопросам выполнения судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства (глава 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
В статье рассматривается выполнение судами функций контроля в отношении третейских судов с учетом принятого Верховным Судом Российской Федерации после третейской реформы постановления Пленума от
10.12.19 № 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража».
Ключевые слова: третейские суды, третейская реформа, арбитраж, администрирование арбитража, ad hoc, институциональный арбитраж, постановление № 53.
Институт
третейских судов в Российской Федерации, являясь альтернативной формой урегулирования гражданско-правовых споров, создан с целью упрощения разрешения экономических споров среди юридических лиц и
граждан. А в условиях, когда нагрузка на государственные суды ежегодно растет, развитие третейского разбирательства становится одной из важных задач судебной власти Российской Федерации.
Стимулирование участников оборота к обращению в третейские суды позволяет не только разгрузить государственные суды, но и в связи с этим повысить качество рассмотрения всех иных судебных дел
государственными судами.
Опыт многих стран свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев предприниматели стремятся разрешать гражданско-правовые споры не в государственных судах, а
в третейских. В России же третейскими судами до недавних пор рассматривалось всего около 2% гражданско-правовых споров, а в настоящее время — 0,1%.
Третейская реформа 2016 года была
призвана повысить доверие предпринимателей к этому способу разрешения споров.
С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.15 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском
разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон об арбитраже), который установил новые основные требования к созданию и функционированию постоянно действующих арбитражных
учреждений в Российской Федерации и к процедуре третейского разбирательства.
В условиях, когда нагрузка на государственные суды ежегодно растет, развитие третейского разбирательства становится одной из важных задач судебной власти Российской Федерации
Кроме того,
Федеральным законом от 29.12.15 № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального
закона „О саморегулируемых организациях“ в связи с принятием Федерального закона „Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации“» в Арбитражный
процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ) введена новая категория дел, подведомственных арбитражному суду, связанная с третейскими судами, — оказание содействия
третейским судам по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 3 статьи 31 АПК РФ, параграф 3 главы 30 АПК РФ).
...
Поделиться этой статьёй в социальных сетях: