Актуальные вопросы надлежащего оказания юридических услуг в практике арбитражных судов Северо-Западного округа
Подписчикам доступен аудиоподкаст
Исследование посвящено теме надлежащего оказания юридических услуг. Оно состоит из анализа судебной практики и доктринальных подходов по теме надлежащего поведения заказчика и исполнителя и
описания таких проблем, как предмет договора оказания юридических услуг, составление акта об оказанных услугах, нарушение юристами норм права при оказании юридических услуг.
Ключевые слова: качество юридических услуг, договор оказания юридических услуг, нарушения юристов.
В настоящей статье дается некоторый анализ доктринальных
подходов и судебной практики, складывающейся в Северо-Западном округе, по вопросу надлежащего исполнения договора оказания юридических услуг.
Необходимость законодательного регулирования сферы
услуг и создания стабильной правоприменительной практики связана с тем, что сектор услуг играет ведущую роль в мировой экономике и развивается наиболее динамично. В развитых странах доля услуг в ВВП
достигает 65–75%, а в занятости — свыше 70%1, при этом исследования подтверждают рост оборота рынка юридических услуг
в России2.
Следует отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) впервые в истории отечественного
законодательства выделил отдельным видом договоров возмездное оказание услуг. В дореволюционном законодательстве наиболее близким аналогом был договор личного найма, однако он связывал заказчика
непосредственно с личностью исполнителя, а не с услугой как таковой3. В советское время термин «услуги» упоминался в гражданских кодексах, но отдельная глава так и не
была реализована, хотя Е. Д. Шешениным был подготовлен проект главы «Услуги», который выделял ключевые особенности данного вида договоров и включал семь статей. Эту главу ученый предложил
включить в Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик и республиканские гражданские кодексы4.
Несмотря на наличие отдельной главы, посвященной возмездному оказанию услуг, остаются и неурегулированные вопросы. В частности, настоящее исследование связано с
проблемой отсутствия в законодательстве обязательных требований для оценки надлежащего оказания юридических услуг.
Для решения указанной проблемы предлагается в целях оценки надлежащего
оказания юридических услуг устанавливать:
-
1) соответствие действий сторон договора предмету договора возмездного оказания услуг;
-
2) наличие подписанного сторонами акта об оказанных
услугах или причины его неподписания;
-
3) соответствие критериям надлежащего оказания услуг, выработанным доктриной и судебной практикой.
Настоящее исследование связано с проблемой отсутствия в законодательстве обязательных требований для оценки надлежащего оказания юридических услуг
На ненадлежащее оказание юридических услуг в судебной практике...
Поделиться этой статьёй в социальных сетях: