Статья посвящена судебной лингвистической экспертизе как инструменту разрешения конфликта и выявления смыслового значения спорных слов и выражений.
Ключевые слова: государственный язык Российской Федерации, лингвистическая экспертиза, материалы СМИ, тексты в сети интернет, товарные знаки, дефекты законодательной техники, арбитражный процесс.
Конституция Российской Федерации (статья 68), Федеральный закон от 01.06.05 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» закрепляют русский язык в качестве государственного языка Российской Федерации и создают систему мер его защиты и поддержки. В числе обязательных требований — соблюдение норм современного русского литературного языка при подготовке официальных документов, в газетах, на телевидении, в рекламе и в других сферах, определенных законом.
В судебных спорах нередко обсуждаются вопросы о смысловом значении того или иного слова или высказывания, о его соответствии нормам современного русского литературного языка. Одним из инструментов разрешения конфликта является лингвистическая экспертиза.
По общему правилу к судебной экспертизе прибегают в тех случаях, когда требуются специальные познания. К компетенции лингвистической экспертизы относятся интерпретация смысла высказываний и их лингвистическая квалификация с учетом функционально-стилистических особенностей текстов.
К компетенции лингвистической экспертизы относится интерпретация смысла высказываний
Правоприменительная практика разграничивает вопросы факта, которые могут быть разрешены судом без применения специальных знаний, и те, для разрешения которых необходимы специальные знания в области лингвистики. При оценке полученных доказательств суд проверяет, соответствуют ли действительности выявленные утверждения, а также порочат ли они репутацию истца. Сведения, содержащие оценочные суждения, выражающие субъективное мнение, убеждения и взгляды автора, судебному контролю не подлежат (Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (далее — ВС РФ) 16 марта 2016 года1).
Можно выделить несколько категорий споров, рассматриваемых арбитражными судами, по которым проводятся лингвистические исследования.
Иски о защите деловой репутации
Как правило, в спорах о диффамации организация или предприниматель оспаривают распространенную информацию, полагая, что она носит порочащий характер, негативно влияет на репутацию, является недостоверной.
Если нежелательные для истца сведения стали достоянием гласности через средства массовой информации, ответчиками выступают журналисты и редакции соответствующих изданий. Авторы таких материалов не допускают очевидно оскорбительных или унизительных высказываний, поскольку их деятельность регламентируется Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». В то же время профессионал может изложить сведения...