В настоящей статье приведен анализ практики рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа споров о передаче (возврате) социально значимых объектов и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность и споров, связанных с выплатой компенсации за такой возврат, с учетом разъяснений, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 № 8-П, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года, и правовых позиций, выработанных в судебной практике.
В отсутствие четкого законодательного регулирования порядка определения размера компенсации применяемые судами критерии позволяют установить размер компенсации с соблюдением принципов разумности и соразмерности.
Ключевые слова: возврат социально значимых объектов в муниципальную собственность, возврат объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность, компенсация за возврат социально значимых объектов в муниципальную собственность, компенсация за возврат объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность, статья 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Как следует из пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве, принадлежащие должнику социально значимые объекты включаются в конкурсную массу и реализуются на торгах в форме конкурса. Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
При невозможности реализации названных объектов в деле о банкротстве они подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления на основании уведомления конкурсного управляющего. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда (пункт 5 статьи 132 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 6 статьи 132 Закона о банкротстве передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 названной статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные данным определением.
Таким образом, Законом о банкротстве установлена возможность пополнения конкурсной массы за счет продажи ...