В настоящей статье обобщен круг основных проблем частноправового характера, связанных с формированием регулируемого рынка интеллектуальной собственности в метавселенных. Во-первых, относится ли метавселенная к объектам интеллектуальной собственности, что предопределяет ее принадлежность конкретному владельцу, или же метавселенная является общедоступной технологией сродни интернету. Во-вторых, могут ли признаваться в метапространстве интеллектуальные права на объекты, охраняемые в реальном мире, и какие способы защиты интеллектуальных прав реализуемы в метавселенных ввиду технических особенностей функционирования таких платформ. В-третьих, отдельного внимания заслуживает вопрос об охране творческой деятельности пользователей в метапространстве с учетом трансграничного характера отношений и особого, но не закрепленного в законодательстве статуса оператора метавселенной.
Ключевые слова: метавселенная, интеллектуальная собственность, интеллектуальные права, цифровые платформы, виртуальная реальность, товарные знаки, цифровое пиратство, рынок интеллектуальной собственности, цифровой аватар.
Интерактивные формы коммуникаций в цифровом пространстве начинают играть все бóльшую роль в повседневной жизни общества. Способы цифрового общения стремительно видоизменяются под воздействием технологического прогресса. К числу прорывных технологий последних лет относится возможность построения виртуальной реальности (virtual reality) путем использования совокупности программно-аппаратных средств. Технологии виртуальной реальности позволяют оцифровывать мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрительные, кинестетические, слуховые, тактильные.
Одним из направлений применения технологий виртуальной реальности являются метавселенные. Под метавселенной подразумевается виртуальное пространство, в котором люди посредством созданных ими аватаров могут взаимодействовать как друг с другом, так и с цифровым миром. Процесс такого взаимодействия предполагает глубокое погружение в виртуальную среду за счет использования иммерсионных цифровых симуляций. По сути, метавселенные являются новой ступенью в эволюции глобальной сети интернет.
Как у рядовых пользователей, так и у бизнеса обретают популярность цифровые платформы, обладающие характеристиками метавселенных (сочетанием реального и виртуального миров), а именно: постоянством действия метасреды, взаимодействием между людьми посредством использования их цифровых двойников — аватаров, наличием внутренней экономики такой цифровой платформы1. В частности, недавно российская телекоммуникационная компания МТС заявила об инвестициях в разработку собственной метавселенной.
Необходимость достижения прогресса в развитии метавселенных подчеркивалась также Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «Нужно использовать возможности метавселенных, чтобы люди могли общаться, вместе работать, учиться, реализовывать совместные творческие и деловые проекты, невзирая на какие бы то ни было, даже очень...