Законодательная база
Страхование как экономическая категория может быть определено в виде особой системы экономических отношений, предполагающих формирование и последующее распределение целевых фондов денежных средств для возмещения убытков, возникающих у лиц, за счет взносов которых эти фонды сформированы и переданы в управление созданной для этого страховой организации.
Для страховщика страхование является предпринимательской деятельностью. Его интерес заключается не только в получении и аккумулировании страховых премий, но и в извлечении инвестиционного дохода. Страховая деятельность страховщика возможна потому, что не каждый страхуемый по договору риск реализуется, но по каждому договору уплачивается страховая премия, позволяющая сформировать фонд для страховой выплаты, получить прибыль от использования этих привлеченных денежных средств.
Интерес страхователя заключается в предоставлении страховой защиты на обуславливаемых договором условиях. В связи с этим в качестве одной из мер, вытекающих из банкротства страховщика, выступает сохранение страховой защиты путем передачи страхового портфеля (передачи пула договоров страхования другому финансово устойчивому страховщику).
Особенности банкротства финансовых организаций в целом, к числу которых в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 180 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1 (далее — Закон о банкротстве) относятся страховые организации, определены статьями 180–183.26 Закона о банкротстве. При этом статьями 184.1–184.15 Закона о банкротстве дополнительно установлены особенности банкротства страховых организаций, учитывающие их отраслевую специфику. 1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 43. Ст. 4190.
Кроме того, на отношения в сфере банкротства могут оказывать влияние нормативные правовые акты, устанавливающие особенности страхования применительно к некоторым видам страхования. Например, вопрос о включении в реестр требований кредиторов должника-страховщика задолженности, возникшей в результате нецелевого использования им денежных средств, перечисленных по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, разрешается с учетом положений Федерального закона от 29.11.10 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»2, который непосредственно регулирует правоотношения, возникшие между страховой организацией, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и медицинскими учреждениями, но не устанавливает порядок оплаты услуг медицинских организаций в случае банкротства страховой медицинской организации (как и не устанавливал его на момент рассмотрения спорной ситуации в суде). В целях внесения правовой определенности в порядке аналогии права суды допускают в этих случаях применение правил о договоре комиссии (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.09.14 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.15 № 303-ЭС14-5818...