Вопросы контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Россию, в последнее время находятся под пристальным вниманием государства.
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», который вступил в силу с 01.06.061(далее — Закон2) свидетельствует о стремлении государства упорядочить процедуры определения таможенной стоимости, а также является серьезным шагом по приведению российского законодательства в соответствие с нормами Всемирной торговой организации. В Законе достаточно подробно прописан порядок определения таможенной стоимости товаров, что отчасти делает его тяжеловесным для восприятия. Это, в свою очередь, может породить разночтения, которые таможенными органами толкуются не в пользу участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). 1 № 144-ФЗ от 08.11.05. Российская газета, 12 ноября, 2005. 2 Для удобства закон «О таможенном тарифе» от 1993 года обозначен как Закон 1993 года, а редакция с учетом изменений,произведенных Федеральным законом № 144-ФЗ, обозначена как Закон
В качестве общего вывода можно констатировать желание законодателя усилить и ужесточить администрирование таможенной оценки, тем более что статистика споров, рассматриваемых в арбитражных судах, свидетельствует о признании значительного количества решений и действий таможенных органов по таможенной оценке неправомерными.
Итак, проанализируем с точки зрения практики ряд принятых новаций Закона.
Применение методов определения таможенной стоимости
Изменения, введенные Законом, сосредоточены на описании методов определения таможенной стоимости товаров, а также представляют новую редакцию основных понятий, используемых в Законе.
К компетенции Правительства РФ Законом отнесены:
– установление правил применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров;
– определение порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также в случаях незаконного перемещения ввезенных товаров через таможенную границу РФ.
Закон, по сравнению с Законом 1993 года, более подробно регламентирует применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Вместе с тем текст Закона и, в частности, формулировки статей 19, 19.1 позволяет сделать вывод о том, что возникает риск включения дополнительных расходов, предусмотренных статьей 19.1, в цену сделки с ввозимыми товарами при оценке товаров для таможенных целей даже в тех случаях, когда такие расходы (особенно предусмотренные подпунктами 5-7 пункта 1 статьи 19.1 — расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации и другие связанные с ними расходы) понесены продавцом и уже включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за импортированные товары.
Законодательно значительно упрощен порядок применения 2-го и 3-го методов определения таможенной стоимости товаров (методов по стоимости сделки с идентичными товарами и с однородными товарами). В частности, к идентичным (однородным) товарам Закон позволяет относить товары, произведенные другим изготовителем. В Законе даны новые понятия однородных и идентичных товаров.
Отражены нормы Соглашения о применении статьи VII ГАТТ, в соответствии с которыми участнику ВЭД предоставляется право выбора последовательности применения 4-го и 5-го методов определения таможенной стоимости товаров (метода вычитания и метода сложения).
Значительно подробнее регламентирована процедура применения 6-го (резервного) метода определения таможенной стоимости товаров. В частности, предусмотрено, что при применении 6-го метода за основу принимается стоимость сделки, рассчитанная в соответствии с методами 1-5 определения таможенной стоимости товаров. Косвенно предусмотрена возможность использовать цены импортных товаров на внутреннем российском рынке в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров (Закон исключает принятие за основу цены товаров, произведенных в РФ, на внутреннем рынке РФ).
Законом признан утратившим силу Раздел V (статьи 25-33) Закона 1993 года, регулирующий вопросы определения страны происхождения товаров, так как эти вопросы нашли свое законодательное урегулирование в нормах § 1 Главы 6 нового Таможенного кодекса Российской Федерации (статьи 29-38).
Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами
Статья 19 Закона посвящена основному методу определения таможенной стоимости товаров — по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Следует отметить, что новая редакция рассматриваемой статьи отличается значительно большей детализацией и содержит подробности, связанные с процедурой определения таможенной стоимости, отсутствующие в Законе 1993 года. Законодатель выделил в Законе новую статью 19.1, содержащую перечень дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате импортером, которые в Законе 1993 года являлись составной частью статьи 19.
Под дополнительными начислениями подразумеваются расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, в частности, следующие расходы:
- на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;
- на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;
- на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
- соответствующим образом распределенная стоимость:
– сырья , материалов и комплектующих, являющихся составной частью ввозимых товаров, инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;
– материалов , израсходованных при производстве ввозимых товаров;
– проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;
- платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), относящихся к оцениваемым товарам, которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам;
- транспортные расходы по перевозке товаров, расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой до места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
- расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров;
- ряд других затрат.
Среди положений и условий, регламентирующих применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, содержащихся в статье 19 Закона, обратим внимание на следующие моменты:
– абзац второй подпункта 1 пункта 2. Согласно положению, содержащемуся в данном абзаце, метод по стоимости сделки может быть использован, если не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, которые «установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти». В ныне действующей редакции речь идет только об «ограничениях, установленных законодательством Российской Федерации»;
– пункт 3. На таможенный орган возложена обязанность в письменном виде сообщить декларанту об обнаруженных на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, признаках того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки. При этом декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки.
Ранее такой обязанности не существовало. Таможенный орган лишь был обязан по письменному запросу декларанта в трехмесячный срок представить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята таможенным органом в качестве базы для начисления пошлины (статья 16 Закона 1993 года);
– подпункт 1 пункта 7. В таможенную стоимость товаров разрешено не включать расходы на производимые после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или на оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых товаров, как промышленные установки, машины или оборудование. При этом данные расходы должны быть выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально. Ранее аналогичная норма также отсутствовала, что нередко являлось предметом разногласий между участниками ВЭД и таможенными органами.
При рассмотрении положений статьи 19.1 Закона обращает на себя внимание пункт 2, согласно которому дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, предусмотренные пунктом 1 статьи 19, «... производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется».
Учитывая многообразие и разнородность дополнительных начислений, а также то, что часть количественно определенных сведений может появиться в данных бухгалтерского учета покупателя только после завершения внешнеторговой сделки, можно высказать предположение, что практическое применение данного метода будет сопряжено с определенными трудностями. Поэтому не исключено, что будет широко распространено включение подобных расходов в стоимость перемещаемого товара.
Как бы ни был велик перечень дополнительных начислений, примечательно, что законодатель продекларировал его закрытость и запретил производить иные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, кроме указанных в данной статье (пункт 3).
В пунктах 4 и 5 статьи 19.1 подробно регламентируется распределение стоимости использованных при производстве оцениваемых ввозимых товаров инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей в Россию этих товаров, а также о распределении затрат на проектирование, разработку, инженерные и конструкторские работы, дизайн, художественное оформление и т. д., произведенные в любой стране, кроме России, и необходимые для производства оцениваемых товаров.
Что касается документального подтверждения таможенной стоимости товаров, то под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации и Законом условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать:
1. отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме;
2. отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, и информации об условиях его поставки и оплаты;
3. наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Таким образом, можно говорить о том, что основной метод определения таможенной стоимости не может быть применен по указанному основанию, когда:
А. Декларант не представил доказательств заключения внешнеторговой сделки в отношении оформляемого в таможенном отношении товара в любой соответствующей императивным требованиям закона форме3. 3 Основные требования к внешнеторговым контрактамсодержатся в Конвеции ООН«О договорах международной купли"продажи товаров»,заключенной в Вене11.04.80
Б. В контракте (приложениях к контракту, спецификациях, счетах-фактурах (инвойсах)) отсутствует ценовая информация, количественные характеристики товаров, соглашения об условиях поставки товаров, об условиях взаиморасчетов за поставляемые товары. Это свидетельствует о несоблюдении условий применения основного метода определения таможенной стоимости товаров, содержащихся в Законе, а также в Таможенном кодексе РФ.
В. Установлены доказательства недостоверности данных, использованных декларантом при заявлении таможенной стоимости. Это является наиболее дискуссионным основанием неприменения основного метода определения таможенной стоимости. На практике в случае наличия доказательств недостоверности сведений о заключении сделки в надлежащей форме, о характеристиках товара, о ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты, используемых декларантом, уполномоченный сотрудник таможни в процессе контроля таможенной стоимости товаров самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.
Таким образом, при заключении сделки международной купли-продажи стороны должны четко и недвусмысленно предусмотреть все основные составляющие сделки, необходимые для идентификации товаров как относящихся к условиям заключаемого конкретного договора. В частности, в контракте, а также представляемых других коммерческих документах должны быть указаны: наименование товара, количественные характеристики поставляемого товара, цена за товар, условия оплаты, условия поставки товара (наиболее распространено указание в контракте наименования условия поставки в соответствии с «ИНКОТЕРМС 2000»).
В соответствии с пунктами 1-2 статьи 63 ныне действующей редакции Таможенного кодекса РФ при производстве таможенного оформления лица, определенные Таможенным кодексом РФ, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.
Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом.
В настоящее время действуют Перечни документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (вывозимых) на (с) таможенную территорию Российской Федерации, утвержденные приказом ГТК РФ от 16.09.03 № 1022 (зарегистрирован в Минюсте 13.10.03 № 5171). В данных перечнях, в зависимости от видов сделок и методов определения таможенной стоимости, указаны те документы, представление которых необходимо при декларировании товаров для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что таможенный орган запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения, а декларант обязан их представить в том случае, если представленных декларантом документов и сведений недостаточно для принятия решения в отношении заявляемой таможенной стоимости товаров или в случае наличия указанных выше признаков недостоверности сведений о цене сделки, представленных декларантом.
Это свидетельствует о неоправданности значительной части запросов о представлении дополнительных документов, в том числе, в порядке проведения таможенного контроля.
Действующее таможенное законодательство при проведении таможенного контроля исходит из принципа презумпции добросовестности участника ВЭД и минимального обременения для бизнеса, а также принципов минимизации таможенных ресурсов, анализа и управления рисками.
Поэтому практика таможенных органов по истребованию, в том числе дополнительных документов и сведений в отношении одних и тех же контрактов, одних и тех же субъектов внешнеторговой сделки, в отсутствие формализации признаков нарушения таможенного законодательства, представляется противоречащей духу и букве закона.
Именно система контроля и управления рисками положена в основу проведения таможенного контроля, в частности при проведении таможенного оформления. Только при наличии оснований полагать, что таможенное законодательство будет нарушено, у таможенного органа появляется предпосылка реализовать свое право на истребование дополнительных документов (в порядке документального контроля), не предусмотренных порядком совершения таможенных операций.
В этом случае по представлении дополнительных документов, в случае наличия недостоверных сведений, а также в случае их непредставления, при наличии недостоверных сведений в представленных в общем порядке документах (которые и не позволяют таможенному органу принять заявленную таможенную стоимость) следует проводить таможенное расследование и возможно возбуждать административное производство. Такой довод подтверждается и собственно правоохранительным статусом таможенных органов.
Иное означало бы право таможенного органа во всех случаях (включая случаи представления декларантом всех необходимых документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров) запрашивать у декларанта любые дополнительные документы и сведения и отказывать в применении основного метода определения таможенной стоимости при их непредставлении.
При этом необходимо учитывать, что предусмотренная пунктом 2 статьи 15 Закона 1993 года обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Учитывая, что статьей 12 Закона определена последовательность применения методов определения таможенной стоимости, то в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость определяется путем последовательного применения методов по стоимости сделки с идентичными товарами и по стоимости сделки с однородными товарами.
В случае если и после этого таможенная стоимость товаров не может быть определена, то в очередности, выбранной декларантом, используются методы вычитания и сложения. Если ни один из указанных методов использовать невозможно в силу отсутствия достоверной и документально подтвержденной информации, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу.
Метод по стоимости сделки с идентичными товарами
В отличие от статьи 20 Закона 1993 года, в новой редакции данной статьи не содержится определения понятия «идентичные товары», так как это определение перенесено в статью 5, содержащую понятийный аппарат, используемый в Законе.
Основные различия в «старом» и «новом» определении «идентичных товаров» заключаются в том, что нормы действующей редакции статьи 20 скомпонованы в более удобном виде, без отсылочных норм, что исключает необходимость при рассмотрении одного метода определения таможенной стоимости обращаться к нормам, регулирующим другой метод. Это, в частности, относится к стране происхождения идентичных товаров и их производителю.
Что касается условий применения самого метода, то тут появились некоторые изменения, в частности:
– обязательным условием является то, что определение таможенной стоимости идентичных товаров должно производиться с помощью метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, то есть по так называемому первому методу (абзац 2 пункта 1 статьи 20 Закона). Действующее положение также содержит ссылку на необходимость при определении цены ввозимых товаров учитывать расходы, произведенные при оценке идентичных товаров, но в новой редакции это условие выражено более ясно и понятно;
– более расплывчатым стало требование, касающееся временного интервала, в течение которого были ввезены идентичные товары. Закон 1993 года говорит о том, что такие товары должны быть ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров, а новая редакция Закона говорит о том, что идентичные товары должны быть ввезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары.
Каким образом таможенные и судебные органы будут трактовать термин «соответствующий ему период времени» остается только догадываться — день, месяц, квартал, год?
Метод по стоимости сделки с однородными товарами
Изменения условий применения данного метода в части временного интервала ввоза товаров, сравниваемых с оцениваемыми, те же, что были рассмотрены ранее в отношении идентичных товаров. Единственным индивидуальным дополнением, пожалуй, является норма, предусматривающая при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров по методу по стоимости сделки с однородными товарами при необходимости производить корректировку таможенной стоимости однородных товаров для учета значительной разницы в расходах по перевозке, погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой до места прибытия товаров на таможенную территорию, а также учета расходов на страхование, обусловленных различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта. В остальном правовое регулирование применения данного метода изменений не претерпело.
Метод вычитания
В статье 22 Закона метод вычитания получил более подробное и детальное правовое регулирование, чем в действовавшей редакции данной статьи.
Основная детализация связана с использованием рассматриваемого метода в случаях, когда невозможно получить информацию о продаже оцениваемых, идентичных или однородных товаров в России в том же состоянии, в каком они были ввезены на таможенную территорию. В этом случае по заявлению декларанта стоимость товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых товаров продается после их переработки при условии проведения соответствующих вычетов (пункт 4 статьи 22 Закона).
В пункте 5 статьи 22 также определены случаи, когда данное положение не может быть использовано для определения таможенной стоимости товаров, в частности, если в результате переработки ввезенные товары потеряли свои индивидуальные признаки, а также, если ввезенные товары составляют незначительную часть в товарах, продаваемых на внутреннем российском рынке, и по этой причине стоимость ввезенных товаров не может оказать существенного влияния на стоимость продаваемых товаров.
Впервые в таможенном законодательстве в пункте 7 статьи 22 Закона указано, что «сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов (включая расходы по реализации товаров) рассматривается как надбавка к цене товара, покрывающая указанные расходы, а также обеспечивающая получение прибыли в связи с продажей ввезенных товаров того же класса или вида». Определяются эти расходы на основе информации, предоставленной декларантом.
Учитывая, что вся предоставляемая декларантом информация должна быть достоверной и документально подтвержденной, законодатель определил, что применение метода вычитания в отношении оцениваемого товара осуществляется с учетом нормативно"правового регулирования в сфере бухгалтерского учета в Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 5 Закона).
Метод сложения
Как было отмечено ранее, по желанию декларанта этот метод может применяться перед методом вычитания. Как и предыдущий метод, метод сложения также стал более регламентированным. Законодатель постарался подробно расписать весь спектр возможных расходов и затрат, которые может понести производитель оцениваемых товаров, с тем, чтобы ничего не упустить из внимания.
С учетом того, что все расходы должны подтверждаться документально, основой указанных сведений будут являться коммерческие счета производителя товаров при условии, если такие счета соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета, принятым в стране производства оцениваемых товаров (в отличие от метода вычитания, при использовании которого декларант должен опираться на российскую бухгалтерию).
Вместе с тем таможенные органы не вправе требовать от иностранных лиц без их согласия представления документов для подтверждения расчетной стоимости (пункт 5 статьи 23 Закона). Для проверки сведений, представленных в таможенные органы в подтверждение произведенных расходов, последние могут использовать возможности, предоставляемые соответствующими международными соглашениями и нормами международного права. В частности, могут использоваться соглашения, подписанные центральным таможенным ведомством России с таможенными администрациями ряда зарубежных стран.
В целом следует отметить, что данный метод определения таможенной стоимости имеет наименьшие перспективы использования на территории России, так как производители стараются очень тщательно оберегать свою коммерческую информацию, связанную с уровнем затрат на производство и реализацию товаров.
Резервный метод
Текст статьи 24 Закона, посвященный резервному методу, оставляет много вопросов. Непонятно, как будет трактоваться принцип, по которому «при определении таможенной стоимости товаров в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при применении...» методов 1-5 (абзац первый пункта 2 статьи 24 Закона). Далее, «при определении таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделок с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных статьей 20 или статьей 21 настоящего Закона требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть ввезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары» (подпункт 2 пункта 2 статьи 24 Закона). Возникает вопрос: что имеется в виду под «разумным отклонением», и каким образом его можно определить?
Изменения претерпел предусмотренный перечень цен (стоимостей), которые не могут быть использованы для определения таможенной стоимости по резервному методу:
В соответствии с Законом 1993 года было нельзя использовать «цену товара на внутреннем рынке Российской Федерации» (подпункт «а» пункта 2 статьи 24 Закона 1993 года). Теперь будет нельзя использовать «цену на товары на внутреннем рынке страны экспорта (страны вывоза) — подпункт 1 пункта 3 статьи 24 Закона.
Разница, как видится, существенная. В соответствии со старой редакцией нельзя использовать «произвольно установленную или достоверно не подтвержденную цену товара» (подпункт «г» пункта 2 статьи 24 Закона 1993 года). Сейчас же нельзя будет использовать «цену, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей; произвольные или фиктивные стоимости; минимальные таможенные стоимости» (подпункты 5"7 пункта 3 статьи 24 Закона).
При применении резервного метода таможенный орган должен был предоставлять декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию (абзац второй пункта 1 статьи 24 Закона 1993 года). Законодатель не предусмотрел аналогичной обязанности в Законе.
Изменения понятийного аппарата
Закон внес некоторые изменения в ряд используемых терминов, определения которых даны в статье 5. В частности, уточнено понятие «пошлина» — она превратилась из обязательного взноса в обязательный платеж. (При этом надо помнить, что в настоящее время таможенная пошлина, являясь по своей экономической сути налоговым платежом, относится вместе с тамженными сборами к категории неналоговых доходов федерального бюджета.
Произошла данная трансформация относительно недавно — с 1 января 2005 года, когда были внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс.)
Уточнено также и то, что «к таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина». Особые виды пошлин — специальная, антидемпинговая и компенсационная — не относятся к категории «таможенных пошлин».
Из текста соответствующих статей перенесены в статью 5 определения понятий «идентичные товары» и «однородные товары». Появились и новые термины:
– «товары того же класса или вида — товары, относящиеся к одной группе или к ряду товаров, изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности. Товары того же класса или вида включают идентичные или однородные товары»;
– «общепринятые принципы бухгалтерского учета — система правил бухгалтерского учета, принятая в установленном порядке в соответствующий период в соответствующей стране».
Содержавшееся в подпункте «г» пункта 2 статьи 19 Закона 1993 года понятие «взаимозависимые лица» заменено в Законе на понятие «взаимосвязанные лица», которое является более широким по содержанию.
Новая редакция статьи 13 Закона содержит важные положения, касающиеся определения и применения таможенной стоимости товаров. В частности, говорится, что порядок определения таможенной стоимости применяется к товарам, фактически пересекшим таможенную границу Российской Федерации при ввозе на таможенную территорию России или заявленным к ввозу при применении предварительного декларирования, при первом помещении этих товаров под таможенный режим, установленный таможенным законодательством.
Кроме того, в случае изменения таможенного режима таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенный режим после фактического пересечения ими таможенной границы Российской Федерации, если иное не установлено таможенным законодательством Российской Федерации.
Такая возможность, в частности возможность заявления таможенной стоимости меньшей, чем было заявлено при первоначальном таможенном режиме, предусмотрена пунктом 2 статьи 214 Таможенного кодекса РФ при завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения.
Анализ Закона показывает, что законодатель сделал серьезный шаг на пути унификации российского законодательства с международными нормами. Принятие Закона, по сути, стало приведением Закона 1993 года в соответствие с Соглашением о применении статьи VII ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле), разработанным под эгидой Всемирной торговой организации.