В последние годы наблюдается существенное усиление роли государства и государственных финансов в экономике. Соотношение между публичными и частными финансами меняется в пользу публичных. С юридической точки зрения этот процесс приводит к расширению регулирующего воздействия государства на экономику и, соответственно, к расширению поля действия императивных методов на финансовую деятельность всех хозяйствующих субъектов, так или иначе втягивающихся в финансовые и имущественные правоотношения с государством1. 1 Шохин С. О. Экспансия финансового права: правовое обеспечение бюджетной и налоговой политики в кризисных условиях // Финансовое право. 2016. № 11. С. 8—9; цит. по СПС «КонсультантПлюс».
В условиях экономического кризиса усиливается необходимость рационального и эффективного расходования бюджетных средств. Вместе с тем вопросы защиты прав поставщиков товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд также приобретают существенное значение.
В этой связи вполне справедливо ретранслировать позицию В. Д. Зорькина, председателя Конституционного Суда Российской Федерации2, о роли Конституционного Суда Российской Федерации как «социального арбитра» на арбитражные суды Российской Федерации. 2 Зорькин В. Д. Буква и дух Конституции // Российская газета — Федеральный выпуск. 2018. 9 октября. № 7689 (226).
Выполняя названную задачу и разрешая споры, связанные с применением Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), арбитражные суды должны устанавливать разумный баланс и соразмерность между публичными интересами, с одной стороны, и гарантиями права частной собственности, защитой социальных прав трудящихся, с другой стороны.
Проблемы, возникающие при применении положений Закона о контрактной системе, являются как предметом дискуссий на доктринальном уровне, так и предметом исследования Верховного Суда Российской Федерации (далее — ВС РФ).
Дискуссионность темы объясняется дуализмом правового регулирования, поскольку государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации регулируются гражданско-правовыми нормами и нормами, носящими публично-правовой характер (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе).
Предлагаемый материал представляет собой анализ практики рассмотрения споров, связанных с исполнением, изменением, расторжением государственного (муниципального) контракта. В статье анализируются вопросы поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг в отсутствие государственного (муниципального) контракта, а также вопросы ответственности за нарушение государственного (муниципального) контракта.
Автор не ставил целью настоящей работы освещение проблем, возникающих при заключении государственных (муниципальных) контрактов с точки зрения соблюдения требований Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»....