О праве на деловую репутацию органов публичной власти и публично-правовых образований
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса
Российской Федерации
(далее — ГК РФ) деловая репутация отнесена к категории нематериальных благ, которые
принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, являются
неотчуждаемыми и непередаваемыми.
Статья
152 ГК РФ предусматривает защиту чести, достоинства и деловой репутации от
распространения порочащих и (или) не соответствующих
действительности сведений. Согласно пункту 11
статьи 152 ГК РФ правила этой статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации
морального вреда, соответственно применяются к
защите деловой репутации юридического лица.
Ни статья 150 ГК РФ, ни статья 152 ГК РФ не содержат упоминания о том, что деловую репутацию могут иметь и защищать органы государственной власти и местного самоуправления,
публично-правовые образования.
Обладают ли указанные публичные субъекты деловой репутацией и возможностью ее гражданско-правовой защиты?
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти,
органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус
этих органов.
В силу бюджетного законодательства на органы
государственной власти и местного самоуправления распространяются положения о таком виде юридических лиц, как казенные учреждения
(пункт 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Иными
словами, анализ норм гражданского и бюджетного законодательства показывает, что органы государственной власти и местного
самоуправления в соответствующих правоотношениях приравнены к конкретному виду юридических лиц (казенным учреждениям), а раз так, то на них в силу пункта 11 статьи
152 ГК РФ распространяются
правила статьи 152 ГК РФ о защите деловой репутации гражданина, за исключением
положений о компенсации морального вреда.
Многое зависит и от того, что понимать
под деловой репутацией. В узком
смысле деловая репутация — это мнение,
некий образ на основании оценки
предпринимательской, коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов. Так, например, Е. А. Ковалёв и В. Д. Шевчук
полагают, что понятие
«деловая репутация» введено
для защиты нематериальных прав юридических лиц и граждан, выступающих субъектами хозяйственных отношений 1. По мнению В. Д. Костюка, «деловая репутация
распространяется только на физические и юридические лица — субъекты коммерческой, предпринимательской деятельности, участники делового, торгового оборота»2.
1 Ковалёв Е. А., Шевчук...
Поделиться этой статьёй в социальных сетях: