Корпоративные конфликты в хозяйственных обществах разнообразны и зачастую связаны с уголовным судопроизводством. Это неизменно порождает спорные вопросы, обусловленные различными подходами к регулированию частных и публичных отношений.
Учитывая, что формально-юридических способов, которые на том или ином уровне могут потенциально блокировать управление обществом, достаточно много, практически важно исключить правоприменение, построенное на подмене понятий и ошибках толкования.
Для иллюстрации сказанного обратимся к статье 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), которой предусмотрена такая мера процессуального принуждения, как временное отстранение от должности, и на примере акционерного общества зададимся вопросом: возможно ли именно отстранить от должности члена совета директоров хозяйственного общества на основании статьи 114 УПК РФ? И распространяется ли указанная мера (если допустить законность ее применения) на новое избрание в состав совета директоров того же самого лица, которое было отстранено от должности?
Представляется, что ответы зависят от того, относит ли российское законодательство члена совета директоров хозяйственного общества к должностным лицам. Для этого проанализируем сначала легальный подход к понятию «должностное лицо», а затем сопоставим его с правовым статусом члена совета директоров.
В российском праве понятие должностного лица представляет собой синтез нескольких понятийных категорий из уголовного и административного законодательства, причем для целей привлечения к соответствующей публичной ответственности. Например: для разрешения вопроса о том, совершено ли коррупционное преступление (а) должностным лицом, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации (далее – должностное лицо), а равно (б) лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, судам рекомендовано руководствоваться примечаниями 1, 2 и 3 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), примечанием 2 к статье 290 УК РФ, примечанием 1 к статье 201 УК РФ (абзац первый пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее – ВС РФ) от 09.07.13 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (далее – постановление Пленума ВС РФ № 24), с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума ВС РФ от 16.10.09 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее – постановление Пленума ВС РФ № 19));
примечаниями 1, 2, 3 к статье 285 УК РФ установлено, в частности, что должностными лицами в главе 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные,...