В последние годы сохраняется стабильно высоким количество рассматриваемых арбитражными судами споров, связанных с оплатой энергетических ресурсов, в том числе поставляемых для оказания коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах.
Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг является одной из важнейших социально значимых функций государства.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг неразрывно связан с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 названной статьи на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.11 № 354 (далее — Правила № 354).
Согласно пункту 2 названных Правил под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя (юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющих потребителю коммунальные услуги) по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных названными Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
К коммунальным ресурсам относятся, в числе прочих, горячая вода, тепловая энергия, а также теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения).
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 07.12.11 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 416-ФЗ) горячая вода — это, в частности, вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии.
Таким образом, процесс горячего водоснабжения неразрывно связан с использованием тепловой энергии.
В зависимости от того, каким способом осуществляется горячее водоснабжение, централизованные системы горячего водоснабжения делятся на открытые или закрытые.
Как определено в пункте 27 статьи 2 Закона № 416-ФЗ, централизованная система горячего водоснабжения — это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения).
При этом частью 4 статьи 1 названного закона установлено, что отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27.07.10 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон № 190-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона № 190-ФЗ теплоснабжение — это обеспечение потребителей тепловой энергией, в частности тепловой энергией и теплоносителем.
Теплоноситель — это пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения (пункт 4.1 статьи 2 Закона № 190-ФЗ).
Пунктом 13 Правил № 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.12 № 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, подлежащие в силу пункта 2 названного постановления применению к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил. Пунктом 16 названных Правил установлено, что условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), данными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, — нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Частями 3 и 4 статьи 7 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к закрытой системе горячего водоснабжения, заключают договоры горячего водоснабжения с организацией, эксплуатирующей эту систему. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), заключают договоры теплоснабжения и поставки горячей воды в соответствии с Законом № 190-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 13 Закона № 416-ФЗ по договору горячего водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Законом № 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (часть 2 статьи 13 Закона № 416-ФЗ).
На основании части 2 статьи 15.1 Закона № 190-ФЗ к договору теплоснабжения и поставки горячей воды применяются положения статьи 15 названного закона с учетом особенностей, установленных статьей 15.1 и Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Названные правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.12 № 808 и в пункте 20 устанавливают, что по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона № 416-ФЗ, частью 5 статьи 9 и частью 9 статьи 15 Закона № 190-ФЗ оплата горячей воды по договору водоснабжения и оплата тепловой энергии (мощности) и горячей воды по договору теплоснабжения и поставки горячей воды осуществляется по тарифам соответственно на горячую воду (горячее водоснабжение) либо по тарифам на тепловую энергию (теплоноситель).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В судебной практике возникли вопросы, связанные с определением стоимости и объема тепловой энергии и теплоносителя, поставленных в многоквартирный дом для оказания потребителям коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению.
Вопросы, связанные с применением тарифов
В части 9 статьи 32 Закона № 416-ФЗ указано, что тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.13 № 406.
Согласно пункту 2 названных Основ ценообразования компонент на холодную воду — это составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на холодную воду; компонент на тепловую энергию — это составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на тепловую энергию.
Часть 5 статьи 9 Закона № 190-ФЗ императивно предусматривает, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
На основании пункта 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.12 № 1075, компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель; компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность).
В силу пункта 38 Правил № 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения)), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктами а) и в) примечания 1 к приложению № 2 к Правилам № 354 для расчета размера платы за коммунальные услуги используются следующие единицы измерения:
а) в отношении объемов коммунальных ресурсов:
— тепловая энергия — Гкал;
— горячая вода, холодная вода — куб. метр;
в) в отношении тарифов (цен) на коммунальные ресурсы:
— тепловая энергия — рублей/Гкал;
— горячая вода (для двухкомпонентного тарифа на горячую воду — по компонентам):
-
компонент на холодную воду в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению — рублей / куб. метр;
-
компонент на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, — рублей/Гкал.
На практике возник вопрос, как определить стоимость ресурсов, отпущенных в многоквартирный дом в целях оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению, при отсутствии утверж денного в установленном порядке двухкомпонентного тарифа на горячую воду.
В рамках дела № А56-59771/2016 Арбитражным судом Северо-Западного округа (далее — АС СЗО) рассмотрена кассационная жалоба товарищества собственников жилья (далее — товарищество) на судебные акты, которыми признаны обоснованными исковые требования теплоснабжающей организации о взыскании с товарищества задолженности по договору теплоснабжения (в горячей воде) за период с декабря 2015 года по июнь 2016 года.
В названном деле суды первой и апелляционной инстанций установили, что во исполнение договора теплоснабжающая организация поставила товариществу тепловую энергию и теплоноситель для оказания потребителям в многоквартирном доме коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Установленный в доме общедомовой прибор учета тепловой энергии фиксирует как количество фактически потребленной абонентом тепловой энергии на горячее водоснабжение (определяется в Гкал как дельта между качественными характеристиками теплоносителя на вводе в дом и на обратном трубопроводе), так и количество потребленной горячей воды в куб. метрах.
В спорном периоде теплоснабжающей организации был утвержден однокомпонентный тариф на горячую воду, поставляемую населению с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), в рублях за 1 Гкал.
При этом для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, оказываемую потребителям в многоквартирных домах, подключенных как к открытой, так и к закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, органом регулирования на спорный период утвержден тариф на горячую воду в рублях за 1 куб. метр.
При отсутствии спора об объеме потребленной горячей воды в куб. метрах и израсходованной на нужды горячего водоснабжения тепловой энергии в Гкал у сторон возник спор о порядке определения стоимости ресурса, потребленного на нужды горячего водоснабжения.
Теплоснабжающая организация выставила товариществу счета на оплату, применив тариф на тепловую энергию и исходя из количества тепловой энергии, потребленной в том числе на нужды горячего водоснабжения, в Гкал, в то время как товарищество настаивало на том, что стоимость ресурса, потребленного на эти нужды, необходимо определять по тарифу, установленному на горячую воду в рублях за 1 куб. метр, и исходя из количества потребленного теплоносителя в куб. метрах.
Объем горячей воды в куб. метрах по соответствующему тарифу стоит меньше, чем зафиксированный прибором учета объем тепловой энергии в Гкал, поставленной на нужды горячего водоснабжения, по тарифу на тепловую энергию.
Суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованным определение теплоснабжающей организацией стоимости поставленного на нужды горячего водоснабжения ресурса по тарифу на тепловую энергию и исходя из его объема, зафиксированного общедомовым прибором учета в Гкал.
Суд кассационной инстанции отменил принятые по существу спора судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь положениями Правил № 354 о порядке расчета размера платы за горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определяемого в куб. метрах, суд округа сделал вывод, что суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен оплачивать по тарифу, установленному регулирующим органом для оплаты населением одного куб. метра горячей воды, исходя из объема потребленного ресурса в куб. метрах по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.
Данный подход соответствует установленному в пункте 1 приложения № 2 к Правилам № 354 порядку расчета размера платы за горячую воду при отсутствии утвержденного двухкомпонентного тарифа, согласно которому размер платы в этом случае для i-го жилого или нежилого помещения, оборудованного индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета горячей воды, определяется как произведение объема (количества) потребленного за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и тарифа (цены) на горячую воду.
При рассмотрении названного дела кассационный суд учел, что в силу пункта 13 Правил № 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а товарищество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на товарищество плату коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Изложенная позиция соответствует сложившейся судебной практике, в соответствии с которой организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (исполнители коммунальных услуг), рассматриваются как не имеющие собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действующие в качестве посредника между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем объем их обязательств перед ресурсоснабжающими организациями по общему правилу не может превышать совокупный объем обязательств конечных потребителей (определение Верховного Суда Российской Федерации (далее — ВС РФ) от 18.08.16 № 305-ЭС16-3833, постановления АС СЗО от 27.07.17 по делу № А56-56359/2016, от 25.10.17 по делу № А56-79875/2016, от 15.03.18 по делу № А56-75199/2016, от 30.03.18 по делу № А56-90470/2016, от 29.03.18 по делу № А56-43072/2017, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 25.01.17 по делу № А60-10366/2016, от 17.05.17 по делу № А07-8504/2016, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.09.17 по делу № А68-7565/2016 и др.).
Частью 6 статьи 31 Закона № 416-ФЗ установлено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения № 2 к Правилам № 354 как сумма двух составляющих:
— произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
— произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на этот коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
АС СЗО рассмотрена кассационная жалоба управляющей организации на судебные акты по делу № А56-33755/2017, которыми удовлетворены исковые требования теплоснабжающей организации о взыскании с управляющей организации задолженности по договорам теплоснабжения.
В рамках названного дела суды установили, что тепловая энергия поставлялась в многоквартирные дома, подключенные к закрытой системе горячего водоснабжения. Для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению ответчик приобретал у водоснабжающей организации холодную воду, которую подогревал в расположенных в подвалах домов тепловых пунктах с использованием тепловой энергии, поставляемой истцом.
По мнению управляющей организации, суды неправомерно взыскали с нее в пользу истца задолженность за тепловую энергию, начисленную с применением тарифа на тепловую энергию.
Поскольку по договорам теплоснабжения поставлялась тепловая энергия для горячего водоснабжения, управляющая компания сделала вывод, что ее стоимость должна определяться с применением компонента на тепловую энергию, являющегося составной частью установленного регулирующим органом двухкомпонентного тарифа на горячую воду.
Суд округа признал данный вывод ошибочным, указав, что составные части двухкомпонентного тарифа подлежат применению при поставке горячей воды. Так как по договорам теплоснабжения управляющей организации поставлялась исключительно тепловая энергия, расчеты сторон должны осуществляться с применением тарифа, установленного на тепловую энергию.
Вопросы, связанные с определением количества потребленной тепловой энергии
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как разъяснено в абзаце шестом пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.14 № 16 «О свободе договора и ее пределах», если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то указанная норма может быть истолкована лишь следующим образом: установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета. Это правило направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием тарифов.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома для оказания коммунальных услуг, в силу пункта 10 части 1 статьи 4 и статьи 8 ЖК РФ в приоритетном порядке регулируется нормами жилищного законодательства.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги (включая тепловую энергию и горячую воду) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила № 306).
Согласно пункту 2 Правил № 306 норматив потребления коммунальной услуги — это определяемый в соответствии с данными Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с пунктом 24 Правил № 306 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.15 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» (далее — постановление № 129) норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется исходя из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными Правилами № 354.
В силу пункта 32(1) Правил № 306 уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома, а также конструктивных особенностей такого дома.
Пунктом 2 постановления № 129 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.17 № 1670) на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2020 года.
В соответствии с пунктом б) примечания 1 к приложению № 2 к Правилам № 354 для расчета размера платы за коммунальные услуги в отношении нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие единицы измерения:
— отопление — Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений;
— в случае если не установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду — куб. метр на 1 человека;
— в случае если установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду:
- горячая вода — куб. метр на 1 человека;
- тепловая энергия на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению — Гкал / куб. метр.
Постановлением № 129 приложение № 2 к Правилам № 354 дополнено разделом VII «Расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду».
Согласно пункту 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп — объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн), в формуле 24 того же приложения.
На основании изложенного ВС РФ в определении от 15.08.17 № 305-ЭС17-8232 указал, что в силу Правил № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
При этом судебная коллегия ВС РФ также указала, что установление пунктом 2 постановления № 129 срока утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не может рассматриваться как исключение применения до указанной в нем даты ранее установленных нормативов.
Приведенная правовая позиция ВС РФ о порядке определения количества тепловой энергии, использованной на подогрев воды, включена в пункт 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 5 (2017), утвержденного Президиумом ВС РФ 27 декабря 2017 года, и в настоящее время применяется АС СЗО и иными окружными судами (постановления АС СЗО от 11.10.17 по делу № А56-42868/2016, от 09.11.17 по делу № А56-86540/2015 и от 28.11.17 по делу № А56-85325/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.12.17 по делу № А45-25084/2016, Арбитражного суда Уральского округа от 22.01.18 по делу № А60-3704/2017, от 21.03.18 по делу № А50-28698/2016 и от 18.04.18 по делу № А07-10315/2015, Арбитражного суда Центрального округа от 27.10.17 по делу № А23-5563/2016 и от 02.03.18 по делу № А64-628/2017 и др.).
В письме от 22.03.17 № 9268-ОО/04 «О порядке определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, наделенное полномочиями давать разъяснения по применению Правил № 354, также указало, что Правилами № 354 не предусмотрено применение в качестве коммунальной услуги тепловой энергии, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ. В связи с этим предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Данный принцип обеспечивает распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Если же использовать механизм распределения объема тепловой энергии, используемой на цели горячего водоснабжения, определенного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в горячей воде, то будет складываться ситуация, при которой собственники помещений, несанкционированно подключившиеся к внутриквартирной системе горячего водоснабжения и тем самым потребившие больший объем тепловой энергии, будут оплачивать тепловую энергию в составе платы за горячее водоснабжение меньше, чем собственники помещений, в которых отсутствуют дополнительные теплопотребляющие устройства.
Применение при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению показаний приборов учета тепловой энергии, использованной на цели горячего водоснабжения, в определенных ситуациях привело бы к резкому увеличению платы отдельными потребителями, в зависимости от интенсивности потребления в тех или иных помещениях многоквартирного дома, а также наличия или отсутствия факта потребления горячей воды.
В этой связи порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено.
В судебной практике также возник вопрос об оплате коммунальной услуги по отоплению, оказанной собственникам подвальных помещений в многоквартирном доме, в которых отсутствуют теплопотребляющие установки.
По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 539 ГК РФ, договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона № 190-ФЗ теплопотребляющая установка — это устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии.
Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.03 № 115, теплопотребляющая энергоустановка определяется как тепловая энергоустановка или комплекс устройств, предназначенные для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды.
Техническими, технологическими и конструктивными особенностями устройства многоквартирного дома обусловлено наличие в нем внутридомовых инженерных систем, в том числе горячего водоснабжения и отопления, состоящих из стояков, ответвлений от стояков и обогревающих элементов.
Зачастую указанное оборудование располагается в подвальных помещениях многоквартирного дома.
В силу физических свойств тепловой энергии на поддержание определенной температуры воздуха в помещении влияют такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, как материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон и т. д.
Следовательно, может возникнуть ситуация, когда в помещении, в котором непосредственно не установлены отопительные приборы, поддерживается температура, идентичная температуре смежных отапливаемых помещений.
В связи с этим на практике возникают ситуации, когда теплоотдача от трубопроводов, транзитом проходящих через подвальные помещения многоквартирного дома, предъявляется собственникам подвальных помещений к оплате в качестве коммунальной услуги по отоплению.
Ситуацию усугубляет также то, что в силу пункта 40 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Формулами № 2–3(3) приложения № 2 к Правилам № 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м нежилом помещении в многоквартирном доме в зависимости от наличия общедомового прибора учета тепловой энергии, оборудования жилых и нежилых помещений в этом доме индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии и применяемого способа ее оплаты (в течение отопительного периода или в течение календарного года).
Согласно названным формулам расчет платы производится в отношении общей площади i-го нежилого помещения, а одной из составляющих этих формул является норматив потребления коммунальной услуги по отоплению либо общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению согласно пункту 3 приложения № 1 к Правилам № 306 определяется в Гкал в месяц на 1 кв. метр общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
При рассмотрении споров о взыскании с собственников подвальных помещений, через которые транзитом проходят тепловые сети, платы за коммунальную услугу по отоплению суды исходят из того, что право на взыскание такой платы возникает при условии фактической подачи тепловой энергии для отопления именно данных помещений с соблюдением требований к качеству указанной коммунальной услуги.
Из пункта 43 Правил № 354 следует, что формулы № 2–3(3) подлежат применению при потреблении тепловой энергии в нежилом помещении многоквартирного дома.
Подпунктами г) и д) пункта 3 Правил № 354 установлено, что условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме являются предоставление коммунальных услуг в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг, и соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении № 1 к названным Правилам.
Приложением № 1 к Правилам № 354 установлены требования к качеству коммунальной услуги по отоплению — бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода и обеспечение нормативной температуры воздуха в нежилых помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В деле № А44-9051/2016 по иску товарищества о взыскании с собственника подвального помещения в многоквартирном доме задолженности по оплате тепловой энергии АС СЗО поддержал вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
При этом окружной суд указал, что право исполнителя коммунальных услуг на взыскание платы за отопление нежилых помещений в многоквартирном доме возникает вследствие подачи в эти помещения через централизованные тепловые сети тепловой энергии в объеме, необходимом для обеспечения в помещениях нормативной температуры.
В названном деле судами, в том числе по результатам судебной экспертизы, установлено, что по периметру стен здания в пределах исследуемого нежилого помещения выполнена прокладка трубопроводов центрального отопления и стояков, однако элементы отопительной системы теплоизолированы. Использование металлических магистральных труб в качестве нагревательных приборов в ходе исследования не подтверждено. С учетом теплоизоляции труб, а также выполненных в помещении работ по утеплению стен отопительная система дома не способна оказать заметное влияние на температуру воздуха в помещении ответчика.
В деле № А27-11665/2014 Арбитражный суд Западно-Сибирского округа также указал, что в рамках спора о взыскании с собственника подвального помещения в многоквартирном доме платы за тепловую энергию истцу необходимо доказать, в частности, факт поставки тепловой энергии абоненту в спорном периоде, а также наличие у последнего возможности принимать поставленную тепловую энергию (наличие у ответчика теплопотребляющей установки).
Суды установили, что в помещении ответчика отсутствуют приборы отопления, однако транзитом проходят трубы отопления. При этом из составленного истцом и ответчиком акта осмотра помещения следовало, что стояки системы отопления заизолированы.
Поскольку истец не доказал наличие в помещении ответчика устройств, предназначенных для использования тепловой энергии, — теплопотребляющих установок, а также то, что транзитные трубопроводы, проходящие через это помещение, являются оборудованием, предназначенным для отопления именно данного помещения, способным создать и поддерживать в нем необходимую температуру, суды признали требования истца не подлежащими удовлетворению.
В деле № А42-9616/2014 АС СЗО указал, что нахождение транзитного трубопровода в многоквартирном доме является объективной необходимостью и обусловлено техническим, технологическим и конструктивным устройством этого дома. Транзитные трубопроводы являются составляющей системы теплоснабжения дома и при наличии их соответствующей изоляции не могут быть отнесены к теплопотребляющим установкам.
Аналогичный подход содержится в постановлениях АС СЗО по делам № А26-2628/2016 и А42-2712/2017.
В то же время при наличии доказательств поставки тепловой энергии в подвальное помещение многоквартирного дома взыскание с собственника этого помещения платы за тепловую энергию признается судами правомерным.
АС СЗО оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по делу № А42-5959/2015, в рамках которого суды признали обоснованными требования управляющей организации о взыскании с собственника подвального помещения задолженности по оплате тепловой энергии.
В данном деле суды установили, что система отопления подвальных помещений общая с домом, подключена от теплового пункта, расположенного в подвале. В подвальных помещениях отсутствуют радиаторы отопления, но находятся розлив и стояк отопления без изоляции.
При этом согласно техническому паспорту все помещения, находящиеся в собственности ответчика, являются отапливаемыми.
***При схожих фактических обстоятельствах по делу № А05-6655/2016 АС СЗО поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении исковых требований теплоснабжающей организации, предъявленных к собственнику подвального помещения.
Оценив представленные в названном деле доказательства, суды установили, что через помещения ответчика проходят розливы (стоя ки), разводящие трубопроводы внутридомовой системы отопления и горячего водоснабжения. Тепловая изоляция на всех стояках внутридомовой системы отопления и горячего водоснабжения отсутствует.
При этом на момент осмотра сторонами помещений ответчика зафиксирована средняя температура воздуха внутри подвала 23°C при температуре наружного воздуха 3°C.
Необходимо отметить, что по делам, при рассмотрении которых арбитражными судами применялся приведенный подход, подателям кассационных жалоб было отказано в передаче жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (определения ВС РФ от 25.01.16 № 304-ЭС15-18140, от 02.08.17 № 304-ЭС17-9471, от 27.03.18 № 304-ЭС18-1704 и др.).