Официальное издание Арбитражного суда Северо-Западного округа

Споры, связанные с взиманием земельного налога

Соколова Светлана Владимировна Заместитель председателя Арбитражного суда Северо-Западного округа
Ильина Светлана Олеговна Советник заместителя председателя Арбитражного суда Северо-Западного округа

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Фе­дерации (далее — ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Споры, касающиеся взимания земельного налога, не занимают доминирующего положения в общей массе дел, связанных с применением налогового законодательства, однако представляют определенную сложность в их рассмотрении, поскольку правовое регулирование земельного налога, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 02.07.13 № 17­П; определения от 03.02.10 № 165­-О-О, от 01.03.11 № 280­-О-О и 275-О-О), носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.

В 2016 году — I квартале 2017 года Арбитражным судом Северо-Западного округа (далее — АС СЗО) рассмотрен ряд дел, связанных с взиманием земельного налога, из которых более 60 процентов касается определения налоговой базы по этому налогу, остальные— применения пониженных ставок.

§ Момент возникновения обязанности по уплате земельного налога

Земельный налог, устанавливаемый Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводимый в действие и прекращающий свое действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 НК РФ).

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).

Объектом налогообложения согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно сложившейся судебной практике у налогоплательщика возникает обязанность по уплате земельного налога с момента ре­гистрации за ним прав на земельный участок и прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) записи о праве иного лица на земельный участок.

Указанный правовой подход изложен в постановлении АС СЗО от 12.04.16 по делу № А66-14910/2014, в рамках которого суды установили, что общество в отношении спорных земельных участков исчислило земельный налог за 2011 год только исходя из четырех месяцев владения участками в этом налоговом периоде, посколь­ку посчитало прекращенным право собственности на земельные участки с момента вступления в законную силу решения суда общей юрисдикции, то есть с 28.04.11.

В части 2 Федерального закона от 21.07.97 № 122­ФЗ «О государ­ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сказано, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.09 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» разъяснено, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в ЕГРП, и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

При рассмотрении дела судами выяснено, что в период с 06.11.08 — даты государственной регистрации прав на земельные участки согласно выпискам из ЕГРП по дату государственной регистрации прекращения права на них — 24.10.13 общество оставалось собственником спорных земельных участков. Иными словами, в спорный налоговый период — 2011 год общество являлось собственником земельных участков и, соответственно, плательщиком земельного налога. На основании установленных обстоятельств суды пришли к выводу, что налоговый орган правомерно начислил обществу земельный налог на земельные участки за весь 2011 год исходя из 12 месяцев владения ими в этом налоговом периоде.

§ Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (пункт 1 статьи 390 НК РФ). Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Таким образом, положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях обложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Данным положениям коррреспондирует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.10 № 165­-О-­О)

В статье 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципаль­ному району (городскому округу).

Федеральным законом от 22.07.10 № 167­ ФЗ «О внесении изме­нений в Федеральный закон „Об оценочной деятельности в Россий­ской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 29.07.98 № 135­ ФЗ «Об оце­ночной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности) дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка».

Статьей 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 26 июля 2010 года, было закреплено, что для установления кадастровой стоимости зе­мельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 3 Правил проведения государственной када­стровой оценки земель, утвержденных постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее— Правила № 316), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентст­ва кадастра объектов недвижимости (далее — Роснедвижимость) утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил № 316).

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков пре­доставляются налогоплательщикам в порядке, определенном упол­номоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 НК РФ).

В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Пра­вительство Российской Федерации постановлением от 07.02.08 №52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» установило, что территориаль­ные органы Роснедвижимости бесплатно предоставляют налогопла­тельщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недви­жимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, уста­новленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.07 № 221 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон № 221 ­ФЗ). Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения также размещаются на официальном интернет-­сайте Роснедвижимости.

С 1 января 2017 года признаны утратившими силу нормы статьи 14 Федерального закона от 24.07.07 № 221­ ФЗ «О кадастровой деятель­ности» (до 1 января 2017 года — Федерального закона «О государ­ственном кадастре недвижимости») (Федеральный закон от 03.07.16 № 361­ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Россий­ской Федерации»).

Таким образом, правовое регулирование порядка получения налогоплательщиком сведений о кадастровой стоимости земельных участков в целях налогообложения предусматривало два способа их получения: путем обращения в орган кадастрового учета с письмен­ным заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стои­мости в орган кадастрового учета в порядке, установленном ста­тьей 14 Закона № 221­ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), либо путем использования сведений о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения, которые размещаются на официальном интернет-­сайте Роснедвижимости.

§ Влияние на налогообложение изменений кадастровой стоимости земельного участка

Одним из вопросов, стоявших перед судами округа в 2016 году, являлся вопрос о влиянии на налогообложение изменений ка­дастровой стоимости земельного участка в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка, или его перевода из одной категории в другую, или установления его ры­ночной стоимости.

Так, обществом оспаривалось решение налогового органа, в ко­тором сделан вывод о том, что при исчислении налога с двух земель­ных участков с видом разрешенного использования «для размещения объектов транспорта (автозаправочных и газонаполнительных стан­ций)» налогоплательщик применил неверную кадастровую стоимость, что привело к занижению налоговой базы и суммы исчисленного к уплате в бюджет за 2013 год земельного налога.

Судами при рассмотрении дела выяснено, что кадастровая стои­мость спорных земельных участков, ранее имевших вид разрешен­ного использования «для сельскохозяйственного использования», по состоянию на 15.02.12 была установлена в соответствии с прика­зом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Пе­тербурга от 01.06.12 № 158 «Об утверждении результатов определе­ния кадастровой стоимости земельных участков в Санкт­-Петербурге» в размере 25 960 рублей для каждого.

На основании заявления общества от 29.11.12 филиалом Феде­рального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной реги­страции, кадастра и картографии по Санкт-­Петербургу» осуществлен государственный кадастровый учет спорных земельных участков с измененным видом их разрешенного использования — «для разме­щения объектов транспорта (автозаправочных и газонаполнительных станций)», в связи с чем актами от 17.12.12 также определена ка­дастровая стоимость земельных участков в размере 27 091 000 рублей для каждого земельного участка.

Таким образом, 17.12.12 уполномоченным органом был осуществ­лен государственный кадастровый учет спорных земельных участков в связи с изменением вида разрешенного использования, и в эту же дату им были приняты решения о государственном кадастровом учете изменений земельных участков в части изменения вида разрешенно­го использования и изменения кадастровой стоимости.

С учетом приведенных обстоятельств суды первой и апелляцион­ной инстанций отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.

Приняв во внимание изложенную в постановлении от 06.11.12 № 7701/12 правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, согласно которой отсутствие в главе 31 НК РФ нормы, регулирующей определение налоговой базы по зе­мельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответству­ющий период исходя из измененного вида разрешенного использования, суды сделали вывод о том, что налоговая база по земельному налогу по спорным земельным участкам подлежала расчету с учетом изменения зарегистрированного в установленном порядке вида разрешенного использования и, как следствие, изменения размера кадастровой стоимости земельного участка с этой же даты на осно­вании принятых соответствующих решений уполномоченного органа.

Подтверждая законность и обоснованность судебных актов пер­вой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции указал, что взыскание налога не на основе соответствующей дей­ствительности стоимости объекта налогообложения ведет либо к ущемлению прав владельца (при завышении стоимости имущества как налогооблагаемой базы), либо к нарушению публичных инте­ресов (при занижении стоимости имущества как налогооблагаемой базы), поэтому налоговый орган правомерно применил в 2013 году новую кадастровую стоимость спорных земельных участков в целях налогообложения (как соответствующую действительности стоимость объекта налогообложения) на основании полученных от уполномо­ченного органа сведений (постановление АС СЗО от 14.09.16 по делу № А56-45147/2015).

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.17 № 307­ЭС16­18750 обществу отказано в передаче кас­сационной жалобы на судебные акты по делу № А56­45147/2015 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. При этом в данном определении отмечено, что изменение када­стровой стоимости земельных участков, произошедшее в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода (в настоящем деле с 17.12.12), учи­тывается при определении налоговой базы по земельному налогу в следующем налоговом периоде — 2013 году.

В практике АС СЗО прослеживается позиция о том, что взыскание налога не на основе соответствующей действительности стоимости объекта налогообложения ведет к ущемлению прав владельца зе­мельного участка.

Например, в постановлении АС СЗО от 08.09.16 по делу № А05-13753/2015 указано, что постановление органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель, которым фактически уменьшена кадастровая стоимость земельных участков, то есть улучшено положение налогоплательщика, придало норматив­ному акту обратную силу, поскольку в самом постановлении отмече­но, что оно распространяется на правоотношения, возникшие ранее.

В рамках указанного дела обществом заявлено требование о при­знании недействительным решения налогового органа о доначисле­нии земельного налога по причине занижения налогоплательщиком налоговой базы по этому налогу за 2014 год в связи с применением при его исчислении кадастровой стоимости земельных участков, уста­новленной постановлением правительства Архангельской области от18.12.12 № 595­пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Ар­хангельской области» (далее — постановление правительства Архангельской области № 595­пп), с учетом постановления правительства Архангельской области от 08.04.14 № 146­пп «О внесении изменений в результаты государственной кадастровой оценки земель населен­ных пунктов на территории Архангельской области» (далее— поста­новление правительства Архангельской области № 146­пп).

Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о правомерном исполь­зовании налогоплательщиком при определении размера подлежа­щего уплате за 2014 год земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Суды отклонили как основанный на неправильном толковании норм материального права довод налогового органа о том, что при исчислении земельного налога за 2014 год общество должно было руководствоваться положениями постановления правительства Архангельской области от 12.11.13 № 525­пп «О внесении измене­ний в результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области» (далее— постановление правительства Архангельской области №525­пп), поскольку с учетом статьи 5 НК РФ постанов­ление правительства Архангельской области № 146­пп для целей налогообложения применяется с 01.01.15.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 316 правительство Архан­гельской области постановлением № 595­пп утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области.

Постановлением правительства Архангельской области № 525­пп кадастровая стоимость земельных участков общества увеличена.

Этим же постановлением признаны утратившими силу результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области в части, касающейся кадастровых номеров, кадастровых кварталов и среднего уровня кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов), утвержденные постановлением правительства Архангельской области № 595­пп (пункт 2 постановления № 525­пп).

Постановлением правительства Архангельской области № 146­пп внесены изменения в результаты государственной кадастровой оцен­ки земель населенных пунктов Архангельской области, утвержденные постановлением № 595­пп (пункт 1), а также признано утратившим силу постановление № 525­пп (пункт 2).

Пунктом 4 постановления правительства Архангельской области № 146­пп предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его офи­циального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.13, с учетом абзаца второго этого пункта; в той части, в какой оно порождает правовые последствия для граждан и организаций как налогоплательщиков, действует во времени в том порядке, который определен в НК РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.13 № 17­П, нор­мативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости зе­мельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с норма­ми статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые по­следствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Указанная правовая позиция позднее была закреплена в пункте18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.15 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рас­смотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно которому при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени норматив­ного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым—шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. В той ча­сти, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).

Согласно НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отме­няющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщи­ков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 НК РФ). Данное правовое регулирование воспроизводит общий принцип действия налоговых норм во времени, в соответствии с которым действие закона распро­страняется на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе придать закону обратную силу, то есть распространить его нормы на правоотношения, которые возникли до введения его в действие (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.12 № 1250­О).

В ходе рассмотрения дела суды пришли к выводу, что постановле­ние правительства Архангельской области № 146­пп, которым факти­чески уменьшена кадастровая стоимость земельных участков, то есть улучшено положение налогоплательщика, придало нормативному акту обратную силу, поскольку отмечено, что названное постанов­ление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.13.

Федеральным законом от 22.07.10 № 167­ФЗ «О внесении изме­нений в Федеральный закон „Об оценочной деятельности в Россий­ской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 3 статьи 66 ЗК РФ. Данный пункт в новой редакции предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кроме того, как уже указывалось выше, Закон об оценочной дея­тельности был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 (в редакции, действовавшей до 22июля2014года) которой указано, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о ре­зультатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия) на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была опреде­лена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стои­мость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный ка­дастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и используются для целей налогообложения с момента их вне­сения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей до22 июля 2014 года).

Согласно статье 3 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей до 22 июля 2014 года) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения госу­дарственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о ре­зультатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии.

Кадастровой стоимостью на основании статьи 3 Закона об оце­ночной деятельности в редакции Федерального закона от 21.07.14 №225­ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оце­ночной деятельности в Российской Федерации“» (далее— Закон № 225­ФЗ) признается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в резуль­тате рассмотрения споров о результатах определения кадастро­вой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного закона.

В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельнос­ти (в редакции Закона № 225­ФЗ) результаты определения кадастро­вой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии. Результаты определения кадастро­вой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

При этом абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятель­ности (в редакции Закона № 225­ФЗ) предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной дея­тельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной реше­нием комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государствен­ный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании ре­шения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего за­явления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом11части 2 статьи 7 Закона № 221­ФЗ (абзац шестой статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Закона № 225­ФЗ)).

Таким образом, действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. На это указано в абзаце четвертом пункта 2.2 определения Конституционного Суда Россий­ской Федерации от 01.03.11 № 275­-О-­О.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от28.06.11 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Указанным постановлением разъяснено, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастро­вого учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 11.04.16 № 302-КГ15-15796, именно с этого момента меняется экономическое основание земельного налога ввиду того, что изме­нилась стоимость объекта налогообложения. При этом определение налоговой базы по земельному налогу на основе старой, более высо­кой стоимости объекта налогообложения, то есть исходя из наличия у налогоплательщика имущества, которым он не обладает и из которого не извлекает полезные свойства, является нарушением прав субъекта предпринимательской деятельности как владельца земельного участ­ка и плательщика земельного налога.

В определениях Верховного Суда Российской Федерации от14.04.16 № 302-КГ15-17096 и от 11.04.16 № 302-КГ15-15796 отмечено, что вступивший в законную силу судебный акт, согласно которому установлена кадастровая стоимость земельных участков, является достаточным основанием для того, чтобы налогоплательщик исчислял земельный налог в соответствии с той кадастровой стои­мостью земельных участков, которая была определена вступившим в законную силу судебным актом. В то же время необходимо учитывать то, что такое исчисление возможно лишь для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр, и не может применяться в отношении той части налогового периода, которая предшествовала вступлению в законную силу указанного судебного акта.

АС СЗО при рассмотрении кассационных жалоб по делам № А13-4451/2015, А44-8387/2015, А21-7802/2015 придерживался аналогичного подхода.

В постановлении АС СЗО от 08.06.16 по делу № А13-4451/2015 указано, что решение Арбитражного суда Вологодской области от05.02.14 по делу № А13­15421/2013 вступило в законную силу 06.03.14, в связи с чем установленная в нем кадастровая стоимость спорных земельных участков, равная их рыночной стоимости, будет применяться при исчислении земельного налога в части налогового периода, следующей за вступлением в законную силу судебного акта, и не может применяться в 2013 году — периоде, который предшествовал вступлению в законную силу указанного судебно­го акта. На основании изложенного суд кассационной инстанции подтвердил правильность вывода судов первой и апелляционной инстанций о правомерном применении налоговым органом при исчислении земельного налога кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.13 и законность судебных актов об отказе в удовлетворении заявленных индивидуальным предприни­мателем требований.

При рассмотрении другого дела, в котором обществом оспари­валось решение налогового органа о доначислении земельного нало­га за 2014 год, суды отклонили довод налогоплательщика о том, что при исчислении налога следует исходить из кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, установленной решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах опре­деления кадастровой стоимости земельных участков при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и кар­тографии по Новгородской области (далее — комиссия) по состоя­нию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (то есть в спорном случае с 01.01.14), указав, что изменение налогооблагаемой базы по земельному налогу в связи с определением рыночной стои­мости земельного участка не может учитываться ранее вступления в силу соответствующего решения комиссии.

Суды установили, что налоговый орган при доначислении обществу земельного налога принял во внимание сведения о кадастровой сто­имости спорных земельных участков, внесенные в государственный кадастр недвижимости в период с 08.04.14 по 10.04.14, и исходил из того, что кадастровая стоимость в размере рыночной, установленная вступившими в законную силу решениями комиссии от 14.03.14 №6/30­6/46 и от 21.03.14 № 7/28­7/39, применяется в качестве на­логовой базы по земельному налогу за 2014 год с 01.03.14 и 01.04.14 (согласно пункту 7 статьи 396 НК РФ) соответственно, а не с 01.01.14.

Суд кассационной инстанции отметил, что вступившие в закон­ную силу решения комиссии от 14.03.14 № 6/30­6/46 и от 21.03.14 №7/28­7/39, согласно которым установлена кадастровая стоимость земельных участков, равная их рыночной стоимости, являются достаточным основанием для того, чтобы исчислять земельный налог с 01.03.14 и 01.04.14 в соответствии с той кадастровой стоимостью земельных участков, которая была определена вступившими в закон­ную силу указанными решениями комиссии (постановление АС СЗО от 05.07.16 по делу № А44-8387/2015).

В рамках следующего дела индивидуальным предпринимателем оспаривалось решение налогового органа, которым при определе­нии налоговой базы по земельному налогу в 2014 году применена кадастровая стоимость, установленная с 01.01.14 постановлением правительства Калининградской области от 29.08.13 № 641 «Об ут­верждении результатов определения кадастровой стоимости земель­ных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области» и равная 28 745 550 рублей 86 копеек.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции отклонил довод индивидуального предпринимателя о том, что рыночная стоимость земельного участка, установленная решением Калининградского областного суда от 18.12.15 по делу №3а­81/2015, подлежит учету при исчислении земельного налога за период с 01.01.14 по 31.12.14.

Суд кассационной инстанции подтвердил правомерность вывода суда первой инстанции о том, что налоговый орган при определении земельного налога за 2014 год обоснованно применил за период с 01.01.14 по 31.12.14 кадастровую стоимость земельного участка, установленную постановлением правительства Калининградской об­ласти от 29.08.13 № 641. При этом суд кассационной инстанции при­нял во внимание в том числе положения абзаца шестого пункта1 ста­тьи 391 НК РФ (в редакции, вступившей в силу с 1 января 2015года) (постановление АС СЗО от 02.02.17 по делу № А21-7802/2015).

Федеральным законом от 04.10.14 № 284­ФЗ «О внесении из­менений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу За­кона Российской Федерации „О налогах на имущество физических лиц“» в пункт 1 статьи 391 НК РФ введены абзацы четвертый и шестой, которые разрешили правовую неопределенность относи­тельно начала применения измененной кадастровой стоимости в целях исчисления налоговой базы по земельному налогу, привязав его к моменту начала налогоплательщиком процедуры оспаривания кадастровой стоимости.

Согласно абзацу шестому пункта 1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый госу­дарственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

На основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не преду­смотрено этим пунктом.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.15 № 28 «О некоторых вопросах, возникаю­щих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до приня­тия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1­го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законо­дательством, с 1­го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как неоднократно отмечал АС СЗО в своих постановлениях, приме­нение пониженных ставок земельного налога зависит от указанных в выписках из государственного кадастра недвижимости сведений о категории земель, на которых расположен земельный участок, и о функциональном использовании земельного участка — виде его разрешенного использования.

Из пункта 1 статьи 390, пунктов 1, 3 статьи 391, пункта 1 статьи 396 НК РФ следует, что сумма земельного налога исчисляется налого­плательщиком на основании сведений государственного земельного кадастра о земельном участке, в частности о виде его разрешенного использования.

Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целево­му назначению подразделяются на категории (земли сельскохозяйст­венного назначения; земли населенных пунктов; земли промышлен­ности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначе­ния; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса) и используются в соот­ветствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Таким образом, виды земельных участков классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целево­го назначения земли и вида разрешенного использования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель ука­зывается в государственном кадастре недвижимости и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно подпунктам 13–14 пункта 2 статьи 7 Закона № 221­ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) если объектом недвижимости является земельный участок, то в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, а также о его разрешенном использовании.

Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладель­цами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Статья 16 Закона № 221­ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 ян­варя 2017 года) предусматривала осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от29.05.12 № 13016/11 и 12919/11, изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с исполь­зованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения его фак­тического использования с соблюдением установленных требований.

Общество оспаривало решение налогового органа, которым доначислен земельный налог в связи с неправомерным применением налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога, уста­новленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона Санкт­-Петербурга от 23.11.12 № 617­105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» (далее — Закон № 617­105) в размере 0,01 процента для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной ин­фраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфра­структуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав неправомерным применение обществом по­ниженной ставки при исчислении земельного налога за 2013 год, поскольку заявителем не доказано, что спорные земельные участки приобретены для жилищного строительства.

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и, посчитав, что градостроительный регламент Санкт-Петербурга относит спорные земельные участки к зоне, предназначенной для жилищного строительства, пришел к выводу, что целью использова­ния спорных земельных участков является жилищное строительство, в связи с чем общество правомерно применяло при исчислении в2013году земельного налога ставку 0,01 процента.

АС СЗО отменил постановление суда апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции отметил, что в соответствии с пунк­том 2 статьи 2 Закона № 617­105 (в редакции, действовавшей до1января 2014 года) применение налоговых ставок, установленных данным законом, осуществляется с учетом соответствующего вида разрешенного использования земельного участка, содержащегося в сведениях государственного кадастра недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Доказательства, свидетельствующие, что принадлежащие обще­ству земельные участки относятся к землям, предназначенным для жилищного строительства, равно как и доказательства, подтвержда­ющие планирование или осуществление им в 2013 году на спорных земельных участках жилищного строительства, в материалах дела отсутствуют. Более того, общество обладает правом общей долевой собственности на земельные участки, которые заняты крупным пред­приятием, продолжающим свою производственную деятельность.

Из материалов дела не следует, что общество воспользовалось своим правом на изменение вида разрешенного использования зе­мельных участков в соответствии с градостроительным законодатель­ством, что явилось бы основанием для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

На основании изложенного АС СЗО пришел к выводу о право­мерности вывода суда первой инстанции о том, что материалы дела содержат лишь общие сведения о планировании застройки без привяЗКи к конкретным земельным участкам и не подтверждают, что целью использования спорных земельных участков в 2013 году являлось осуществление жилищного строительства (постановление АС СЗО от 15.01.16 по делу № А56-6658/2015).

Ставка по земельному налогу устанавливается исходя из катего­рии земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учтенных при определении кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 394 НК РФ).

    На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки уста­навливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов феде­рального значения Москвы, Санкт-­Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
    • 0,3 процента в отношении земельных участков:
    • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфра­структуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфра­структуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
    • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хо­зяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
    • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  1. 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

По вопросу применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.15 № 305-КГ14-9101 и от 29.02.16 № 305-КГ15-13502 высказана правовая позиция, согласно которой по смыслу действу­ющего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога по вышеуказанному основанию устанавливаются для неком­мерческих организаций и физических лиц, непосредственно исполь­зующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.

Понятие «дачное хозяйство» не раскрывается ни в налоговом, нив земельном законодательстве, определение ему дано в Феде­ральном законе от 15.04.98 № 66­ФЗ «О садоводческих, огородни­ческих и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее— Закон № 66­ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 66­ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садо­водческий, огороднический или дачный потребительский коопера­тив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) — это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально хозяйственных задач ведения садовод­ства, огородничества и дачного хозяйства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 66­ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие това­рищества, садоводческие, огороднические или дачные потребитель­ские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.

Указанные положения Закона № 66­ФЗ во взаимосвязи с по­ложениями ЗК РФ, регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ве­дения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объедине­ниям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования «для дачного хозяйства» или «для дачного строительства», являются некоммер­ческие организации.

Действующее законодательство не содержит запрета некоммерче­ским организациям и физическим лицам на отчуждение в собствен­ность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования «для дачного хозяйства» и «для дачного строительст­ва». Вместе с тем отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка — юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строи­тельство в целях, установленных Законом № 66­ФЗ.

Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяй­ства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, к юридическому лицу не связан с реали­зацией целей, установленных в Законе № 66­ФЗ.

В ходе судебного разбирательства судами выяснено, что об­щество владело на праве собственности 636 земельными участками, из которых в отношении 79 земельных участков прекращено право собственности в связи с их реализацией заявителем на основании договоров купли-продажи с физическими и юридическими лицами в период с 01.01.14 по 31.12.14. Все спорные земельные участки имели категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для дачного хозяйства».

Судами также установлено, что общество является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой согласно еди­ному государственному реестру юридических лиц является «покупка и продажа земельных участков», а дополнительными видами дея­тельности — «строительство зданий и сооружений», «деятельность автомобильного грузового транспорта» и другие виды деятельности, не связанные с сельскохозяйственным производством и ведением дачного хозяйства. При этом общество не относится к сельскохозяй­ственным товаропроизводителям и не имеет сельскохозяйственной направленности деятельности.

На основании изложенных обстоятельств суды пришли к выводу, что в отношении спорных земельных участков с категорией «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного исполь­зования «для дачного хозяйства», принадлежащих обществу на праве собственности, применяется налоговая ставка в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

Суд кассационной инстанции, основываясь на правовой пози­ции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 18.05.15 № 305­КГ14­9101, поддержал вывод судов предыдущих инстанций о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность применения пониженной ставки (0,3процента) земельного налога в отношении земельных участков с видом использования «для дачного хозяйства» юридическими лицами (коммерческими организациями) (постановление АС СЗО от 27.09.16 по делу № А56-67346/2015).

Из положений статей 391, 394, 396 НК РФ в их системной связи следует, что основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок, а налоговая база по данному налогу определяется в отношении каждого земель­ного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 ян­варя года, являющегося налоговым периодом, и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от изменения вида разрешенного использова­ния земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т. п., внесенных обратным числом на указанную дату.

Таким образом, применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие докумен­тов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки катего­рии земель и виду разрешенного использования спорных земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.02.16 №305-КГ15-13502).

Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назна­чения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В статье 78 ЗК РФ предусмотрено, что земли сельскохозяйствен­ного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяй­ственного производства хозяйственными товариществами и обще­ствами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.

На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ и пункта 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в со­став земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.

К земельным участкам в составе зон сельскохозяйственного ис­пользования в населенных пунктах относятся земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соот­ветствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 ЗК РФ).

Из системного толкования приведенных норм ЗК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога 0,3 процента по основанию «земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяй­ственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйст­венного использования и используемые для сельскохозяйственного производства» возможно при соблюдении одновременно двух усло­вий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного ис­пользования в поселениях и их использовании для сельскохозяйст­венного производства согласно целевому назначению земель.

Обществом оспаривалось решение налогового органа, в котором сделан вывод о необоснованном применении налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога 0,3 процента, установленной статьей 2 Положения о земельном налоге, утвержденного решением Череповецкой городской Думы от 26.10.10 № 177, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животно­водства, а также дачного хозяйства. Как указал налоговый орган, в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием «для эксплуатации комплекса зда­ний» подлежала применению ставка земельного налога 1,5 процента, поскольку общество является коммерческой организацией; доказа­тельств фактического осуществления в 2014 году деятельности в об­ласти животноводства налогоплательщик к проверке не представил.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявлен­ные требования. Принимая такое решение, суды исходили из того, что совокупность представленных заявителем доказательств свиде­тельствует о том, что целью предоставления обществу земельного участка являлось осуществление животноводческой деятельности. На основании изложенного и посчитав, что материалами дела под­тверждается фактическое осуществление этой деятельности обще­ством и его арендатором, суды признали правомерным применение налогоплательщиком в отношении спорного земельного участка ставки в размере 0,3 процента.

Суд кассационной инстанции отменил принятые по делу судебные акты и отказал обществу в удовлетворении заявленных требований. При этом суд отметил, что совокупность представленных лицами, уча­ствующими в деле, доказательств подтверждает, что спорный земель­ный участок был предоставлен правопредшественникам общества и заявителю для эксплуатации ипподрома и конюшни (для эксплуата­ции комплекса зданий), а не для осуществления разведения и ис­пользования племенных животных. Доказательств того, что спорный земельный участок отнесен к землям в составе зон сельскохозяйст­венного использования в населенных пунктах, в материалах дела нет. Напротив, исследованные судами доказательства подтверждают, что изначально правопредшественникам общества земельный участок был предоставлен не из земель сельскохозяйственного назначения, а из прочих земель населенного пункта (поселения). Более того, имеющиеся в материалах дела документы и установленные судами по делу фактические обстоятельства в их совокупности опровергают довод общества о том, что объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, и сам участок из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для эксплуатации комплекса зданий» используются для племенного животноводства (сельско­хозяйственного производства) (постановление АС СЗО от 09.02.17 по делу № А13-89/2016).

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ (в редакции, действо­вавшей в 2012 году) было определено, что не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограничен­ные в обороте в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Положения пункта 2 статьи 389 НК РФ регламентируют закрытый перечень земельных участков, которые не признаются объектами на­логообложения. Пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 29.11.12 № 202­ ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» из данного перечня с 1 января 2013 года исключены земельные участки, ограниченные в обороте в соответст­вии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В то же время согласно абзацу пятому подпункта 1 пункта 1 ста­тьи394 НК РФ в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и тамо­женных нужд, применяются пониженные налоговые ставки по зе­мельному налогу, размер которых не может превышать 0,3 процента.

Суды первой и апелляционной инстанций признали право­мерным применение обществом подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ при исчислении земельного налога за 2012 год в отношении земельных участков исходя из того, что земельные участки предо­ставлены правопредшественнику общества для обеспечения оборо­ны и безопасности, деятельность заявителя после преобразования в открытое акционерное общество не изменилась, земельные участки фактически не выбыли из федеральной собственности в силу владе­ния государственной корпорацией 100% акций общества.

Приняв во внимание правовую позицию Верховного Суда Рос­сийской Федерации, сформулированную в определении от 23.12.16 №302­КГ16­11762, суд кассационной инстанции отменил принятые по делу судебные акты и отказал обществу в удовлетворении заяв­ленных требований.

В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обес­печения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.

При этом согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмот­ренных гражданским законодательством.

На основании пункта 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безо­пасности признаются земли, которые используются или предназна­чены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности тер­ритории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, действующим законодательством установлена следующая совокупность необходимых условий для исключения зе­мельных участков из объектов налогообложения земельным налогом на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ: во­-первых, нахождение земельных участков в статусе ограниченных в обороте; во-вторых, предоставление данных земельных участков для обеспе­чения деятельности в области обороны и безопасности.

С учетом приведенных положений статей 27, 93 ЗК РФ таким тре­бованиям соответствуют только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Руководствуясь разъяснениями, изложенными в пунктах 1, 4 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.09 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», а также в абзаце пятом пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высше­го Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.10 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при раз­решении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», приняв во внимание положения статей 58, 217 и 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, АС СЗО отметил, что в данном случае отсутствуют правовые основания считать, что в 2012 году Российская Федерация продолжала оставаться собственником спорных земельных участков. Фактически общество приобрело право собственности на земельные участки, включенные в передаточный акт, в момент регистрации его в едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица, то есть 31.03.10. Следовательно, в 2012 году именно обществу на праве собственности принадлежали земельные участки, которые предоставлены из земель населенных пунктов (разрешенное использование: для эксплуатации зданий и сооружений) и не обременены ограничениями в обороте.

На основании изложенного суд кассационной инстанции посчитал неправомерным вывод судов о том, что налогоплательщиком соблю­дена совокупность условий для применения льготы по земельному налогу, поскольку спорные земельные участки в 2012 году не нахо­дились в государственной либо муниципальной собственности и не были признаны ограниченными в обороте (постановление АС СЗО от16.02.17 по делу № А05-5082/2016).

Проведенный анализ принятых Арбитражным судом Северо-Западного округа постановлений позволяет сделать вывод о сфор­мированности практики по делам названной категории, что, однако, не исключает возможности возникновения новых споров.

Поделиться этой статьёй в социальных сетях:

Ещё из рубрики

Арбитражный процесс
Арбитражные споры № 2 (66) 2014
Оспаривание экспертного заключения в арбитражном (гражданском) процессе
25.03.2014
Судебная практика. Анализ
Арбитражные споры № 2 (38) 2007
Обзор судебной практики взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя
02.04.2007
Самое читаемое Оспаривание экспертного заключения в арбитражном (гражданском) процессе Реформа гражданского кодекса Российской Федерации: общий комментарий новелл обязательственного права Обзор судебной практики взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя Об оспаривании наложенных в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ареста на имущество, запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества Подтверждение полномочий представителя должника (банкрота) и арбитражного управляющего в судебном заседании Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке Судебная практика по делам, связанным с корректировкой таможенной стоимости товаров, с участием таможенных органов Проблемы исполнения обязательств должника-банкрота третьим лицом или учредителем О некоторых особенностях судебных споров об исправлении реестровых ошибок Взыскание судебных расходов в разумных пределах

Чтобы сохранить список чтения

вам нужно

Войти

или

Зарегистрироваться
Наверх

Сообщение в компанию

Обратите внимание, что отправка ссылок в сообщении ограничена.

 
* — обязательное для заполнения поле

 

Получите демодоступ

На 3 дня для вас будет открыт доступ к двум последним выпускам журнала Арбитражные споры -
№ 3 (103) и № 4 (104)