Официальное издание Арбитражного суда Северо-Западного округа

Простой маршрутных транспортных средств на остановках транспорта общего пользования: правовые средства противодействия

Петров Дмитрий Анатольевич Доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук, доцент

Организация регулярных перевозок пассажиров и багажа авто­мобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, традиционно относящаяся к вопросам местного зна­чения, является самостоятельной частью транспортной отрасли, получившей в последнее время толчок в своем развитии за счет принятия Федерального закона от 13.07.15 № 220 ­ФЗ «Об органи­зации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о перевозках).

Признавая важность этого шага, хотелось бы обратить внимание на необходимость эффективного противодействия правонарушени­ям, совершаемым зачастую со стороны так называемых нелегальных перевозчиков, маскирующихся под осуществление перевозок по заказу или регулярных перевозок по неустановленным маршрутам, перевозчиков, использующих ненадлежащий транспорт, и прочих.

Но легальные перевозчики, имеющие право осуществлять пере­возки по маршрутам регулярных перевозок, тоже допускают нару­шения, одним из которых является простой маршрутных транспорт­ных средств (как правило, автобусов малой и средней вместимости) на остановках общественного транспорта с высоким трафиком общественного транспорта (чаще около станций метро). Имеются в виду те случаи, когда нахождение автобусов на остановочном пунк­те обуславливается не фактической посадкой и высадкой пассажи­ров, а заполнением маршрутного транспортного средства за счет выходящих из метро людей. Тем самым создаются препятствия для подъезда иного общественного транспорта к указанным остановкам, на дороге образуются заторы, что в своей совокупности приводит к скоплению пассажиров, ожидающих посадки в иные виды обще­ственного транспорта, и задержкам в движении общественного и иного транспорта по дорогам.

Действующее законодательство (в частности, Закон о перевозках, Федеральный закон от 08.11.07 № 259­ ФЗ «Устав автомобильно­го транспорта и городского наземного электрического транспорта»; далее — Устав автомобильного транспорта), регулирующее отноше­ния по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, не регламентирует описанную выше ситуацию.

Проблема нормирования времени нахождения транспортного средства на остановочных пунктах, расположенных по маршруту регулярных перевозок, не может быть решена за счет установления расписания осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и смежным муниципальным маршрутам содержит интервалы отправления транспортных средств или временной гра­фик отправления транспортных средств от начального остановочно­го пункта и не должно нормировать время нахождения транспорт­ного средства на остановке, что не исключает права перевозчика составить расписание с подобной информацией (пункт 15 статьи 2 Устава автомобильного транспорта, пункты 3–5, 7 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским на­земным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.09 № 1121; далее— Правила перевозок). Сведения о временном графике прибытия транспортных средств в каждый остановочный пункт необходимы только для расписания, касающегося перевозок в междугородном сообщении (пункт 6 Правил перевозок, пункт 13 части 1 статьи 26, часть 5 статьи 27 Закона о перевозках). 1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 9. Ст. 1102.

Отсутствие расписания является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 14.4 Кодекса Россий­ской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) субъекта, обязанного размещать на остановках расписа­ние (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.15 по делу № А56-10860/20152). 2 Здесь и далее судебная практика приводится по СПС «КонсультантПлюс».

Создание остановочных пунктов с размещаемым в их составе расписанием является обязанностью владельца дороги, кото­рый должен обобщать информацию от всех перевозчиков, осуществляющих посадку и высадку пассажиров, и размещать ее на остановочных пунктах. У перевозчика возникает обязанность по ознакомлению пассажиров (в любой форме) с информацией, указанной в статье 19 Устава автомобильного транспорта, о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответ­ствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, с информацией о наименовании, об адресе и номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа (постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.15 по делу № А44-9198/2014, от 11.12.14 по делу № А44-4778/2014).

Ранее расписания движения автобусов для городских и приго­родных маршрутов ежегодно утверждались городскими, пригород­ными транспортными управлениями (управлениями пассажирского автомобильного транспорта) по согласованию с местными Советами народных депутатов (пункт 10, 55 Правил организации пассажир­ских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных при­казом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.81 № 2003). Возможность утверждения расписаний не исключается и в рамках порядка4, действовавшего до дня официального опубликова­ния Закона о перевозках, сохранение которого возможно по 15.07.20 или по 15.07.25 в силу части 9 статьи 39 указанного закона. 3 Признан утратившим силу приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.05.13 № 195 «О признании утратившими силу приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200 и Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». 4 Примером служит постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.08.16 по делу № А74­4337/2016.

Нормативного ограничения количества перевозчиков на одном маршруте, по которому осуществляются перевозки пассажиров, и предельных интервалов движения транспортных средств на марш­руте также не установлено, равно как и не предусмотрено обязан­ности нового перевозчика, начинающего деятельность по перевозке пассажиров, при разработке проекта расписания согласовывать его с перевозчиками, ранее получившими разрешение на право осущест­вления перевозок на этих же маршрутах. В случае когда на рынке перевозок пассажиров осуществляют деятельность разные перевоз­чики, все они, независимо от времени начала деятельности, обладают равными правами и обязанностями и в одинаковой мере несут все риски, связанные с осуществлением данного вида предприниматель­ской деятельности (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.06.12 по делу № А71-9379/2011).

В практическом русле проблема простоя маршрутных транспортных средств на остановках общественного транспорта может быть решена по двум направлениям:

  • привлечение водителя маршрутного транспортного средства к административно­-правовой ответственности по частям 3.1, 6 ста­тьи 12.19 КоАП РФ;
  • нормирование времени остановки в договоре (контракте) на организацию перевозок, заключаемом с перевозчиком.

В соответствии с частями 3.1, 6 статьи 12.19 КоАП РФ остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки мар­шрутных транспортных средств или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 названной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей. То же нарушение, совершенное в городе федерального значения, влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 10.12.95 № 196­ ФЗ «О безопасности дорожного движения» единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, ут­вержденными постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.93 № 1090 «О Правилах дорожного движения»5 (далее — Правила дорожного движения). 5 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 47. Ст. 4531.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения остановка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транс­портного средства; маршрутное транспортное средство — транспорт­ное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

При установлении объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 12.19 КоАП РФ, применительно к маршрутным транспортным средствам необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  1. понятие «транспортное средство» является родовым по отношению к понятию «маршрутное транспортное средство», а установленный частью 3.1 статьи 12.19 КоАП РФ запрет на оста­новку сам по себе касается как транспортных, так и маршрутных транспортных средств;
  2. остановка маршрутных транспортных средств в местах оста­новки маршрутных транспортных средств представляет собой пред­намеренное прекращение движения транспортного средства, что является само по себе необходимым для целей посадки и высадки пассажиров и потому правомерным. В силу пункта 22.7 Правил дорожного движения водитель обязан осуществлять посадку и вы­садку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

    Открытие дверей автобуса до полной остановки транспортного средства и начало движения с открытыми дверями означает осу­ществление посадки и высадки пассажиров до полной остановки транспортного средства и влечет констатацию факта нарушения пункта 22.7 Правил дорожного движения.

    Начало движения от остановки с пассажирами с открытой две­рью салона автобуса является нарушением положений статьи20Федерального закона от 10.12.95 № 196­ФЗ «О безопасности до­рожного движения»6 и пункта 22.7 Правил дорожного движения. 6 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873.

    Интересно, что такие действия были квалифицированы в ка­честве несоблюдения перевозчиком как лицензиатом требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, что явилось основанием для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.16 по делу № А45-22112/2015).

    Кроме того, движение автобуса с открытыми дверями служит основанием для привлечения водителя транспортного средства к административной ответственности по статьям 12.23, 12.24 КоАП РФ за нарушение правил перевозки людей или нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспорт­ного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (решения Санкт-Петербургского городского суда от 13.12.16 по делу № 5-474/2016, Томского областного суда от 02.11.16 по делу № 77-196/2016, Московского городского суда от 28.10.16 по делу № 7-13046/2016, Верховного суда Удмуртской Республики от 24.10.16 по делу № 12-291, Бел-городского областного суда от 15.02.16 по делу № 7(1)-25/2016 и др.). Данное обстоятельство не должно исключать возможности привлечения перевозчика как лицензиата к административной от­ветственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ;

  3. период прекращения движения транспортного средства — максимально на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров. Поскольку маршрутные транспортные средства предназначены для перевозки пассажиров по установленным маршрутам, применительно к ним критерий продолжительности остановки в минутах утрачивает свое значение. Правовое значение приобретает цель прекращения движения — осуществление посадки и высадки пассажиров, что исключает применение запрета на остановку;
  4. осуществление посадки и высадки пассажиров как совокупно­сти действий, производимых в установленном месте остановки мар­шрутного транспортного средства, законодательно не закреплено.

    Для уяснения смысла понятия «осуществление посадки и вы­садки пассажиров» интересной представляется практика, сфор­мировавшаяся применительно к части 18 статьи 34 Устава автомо­бильного транспорта, устанавливающей, что в целях определения периода перевозки пассажира, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, ручной клади, перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится в транспортном средстве, период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки пассажира из транспортного средства. Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения пассажир — это лицо, которое находится в транспортном средстве, входит (садится) в него или выходит (сходит) из него.

    Совершение физическим лицом маневра по посадке в маршрут­ное такси и выражение намерения продолжить следование по маршруту позволяет отнести его к категории пассажира и опровергает довод о не заключении таким физическим лицом договора перевозки (апелляционное определение Омского областного суда по делу № 33-6204/2015).

    В другом случае суд указал, что содержание договора перевоз­ки пассажира может быть определено через права и обязанности пассажира и перевозчика, установленные законодательством. В рассматриваемых обстоятельствах период перевозки пассажиров не был окончен, поскольку физическое лицо не успело удалиться от транспортного средства на расстояние, обеспечивающее ему безо­пасность (апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 23.06.14 по делу № 33-2337/2014).

    Таким образом, осуществление посадки и высадки пассажиров представляет собой совокупность действий, связанных, с одной сто­роны, с полной остановкой транспортного средства; началом посадки является открытие дверей в маршрутном транспортном средстве, а завершением — закрытие дверей. С другой стороны, осуществление посадки и высадки пассажиров связано с нахождением на остановке маршрутного транспортного средства пассажиров — физических лиц, которые входят в транспортное средство (садятся на него) или выхо­дят из транспортного средства (сходят с него), а также физических лиц, находящихся на остановке маршрутного транспортного средства и совершающих маневр по посадке в маршрутное транспортное сред­ство и выражающих намерение продолжить следование по маршруту либо совершающих маневр в пределах остановки по удалению от транспортного средства после выхода из него;

  5. прекращение движения маршрутного транспортного средства для целей посадки и высадки пассажиров допускается в специаль­но отведенных и оборудованных местах — остановочных пунктах, имеющих четко определенные границы и предназначенных для нахождения лиц, намеревающихся заключить договор перевозки пассажира и багажа при перевозках по регулярным маршрутам.

    Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пас­сажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию (пункт 11 Правил перевозок).

    Ожидать маршрутное транспортное средство разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок мар­шрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его оста­новки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть (пункт 4.8 Правил дорожного движения)

    Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.07 № 257 ­ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные за­конодательные акты Российской Федерации»7 остановочные пункты являются элементом обустройства автомобильных дорог. Требования к обустройству остановочных пунктов определены отраслевым стандартом «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002­2003», ут­вержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 23.05.03 № ОС­460­р (далее — ОСТ), подлежащим при­менению в силу статьи 46 Федерального закона от 27.12.02 № 184­ФЗ «О техническом регулировании»8 и активно использующимся в су­дебной практике (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.15 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.15 по делу № А53-15958/2014, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от06.10.16 по делу № А51-23770/2015, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.04.15 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.09.15 по делу №А63-13387/2013, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.03.16 по делу № А79-3389/2015, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.14 по делу № А42-3659/2014 и от 11.12.14 по делу № А42-4325/2014, апелляционные определения Пермского краевого суда от 16.11.15 по делу № 33-12091/2015, Свердловского областного суда от 29.11.13 по делу № 33-14852/2013 и др.). 7 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 46. Ст. 5553. 8 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140

На автомобильных дорогах I–III категорий9 в состав автобусной остановки входят, в частности, следующие элементы, имеющие значение для рассматриваемого вопроса: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания. 9 Категорирование автомобильных дорог осуществляется по транспортно­-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам в зависимости от количества и ширины полос движения; наличия центральной разделительной полосы; типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками; условий доступа на автомобильную дорогу с примыканиями водном уровне (пункт4.1«ГОСТ Р 52398­2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от22.11.05 № 296­ст // СПС «КонсультантПлюс»).

Остановочные площадки предназначены для остановки автобусов, движущихся по установленным маршрутам, с целью высадки и посад­ки пассажиров. Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину — в зави­симости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 метров (пункты 3.2.1, 3.2.2 ОСТ).

Посадочная площадка предназначена для высадки и посадки пассажиров в автобус. Ширину посадочной площадки принимают не менее 3 метров, а длину — не менее длины остановочной пло­щадки. Поверхность посадочной площадки должна иметь покрытие по всей длине на ширину не менее 2 метров и на подходе к авто­павильону. Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2метра над поверхностью остановочных площадок. По границе остановочной и посадочной площадок устанавливают бордюр, который продолжают на участки переходно-­скоростных полос, при­легающих к остановочной площадке при наличии идущего рядом с ними тротуара (пункты 3.3.1–3.3.3, 3.3.5 ОСТ).

Площадку ожидания размещают за посадочной площадкой. Раз­меры площадки ожидания должны обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 чел. / кв. м (пункт 3.4 ОСТ).

С учетом сказанного прекращение движения маршрутных транс­портных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств для посадки или высадки пассажиров не может продол­жаться неопределенное время и/или обуславливаться моментом заполнения посадочных мест в транспортном средстве. Прекраще­ние движения маршрутных транспортных средств в местах оста­новки маршрутных транспортных средств для посадки или высадки пассажиров должно обуславливаться нахождением на остановке маршрутного транспортного средства пассажиров — физических лиц, которые входят в транспортное средство (садятся на него) или выходят из транспортного средства (сходят с него), а также физи­ческих лиц, находящихся на остановке маршрутного транспортного средства и совершающих маневр по посадке в маршрутное транс­портное средство и выражающих намерение продолжить следова­ние по маршруту либо совершающих маневр в пределах остановки по удалению от транспортного средства после выхода из него.

Контроль за соблюдением юридическим лицом, индивидуаль­ным предпринимателем, участниками договора простого товарище­ства, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок либо с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, требований порядка посадки и высадки пассажиров осуществляется органом государственного транспортного контроля, если соответствую­щие полномочия не переданы на основании соглашения органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 1, части 2, 5 статьи 35 Закона о перевозках).

Одновременно с появлением указанных норм статьей 40 Закона о перевозках КоАП РФ был дополнен статьей 11.33, частью 1 ко­торой установлена административная ответственность за посадку в автобус, трамвай или троллейбус либо высадку из автобуса, трамвая или троллейбуса пассажиров в неустановленных местах с возложением полномочий по рассмотрению дел об административ­ных правонарушениях в этой части на федеральный орган испол­нительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор10 (статья 23.36 КоАП РФ), если соглашением с Ространснадзором соответствующие полномочия не переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 23.36.2 КоАП РФ). 10 Федеральный государственный транспортный надзор отнесен к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и ее территориальных органов. См.: постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.13 № 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 12. Ст. 1335.

Пункт 7 части 1 статьи 26 и пункт 9 части 4 статьи 27 Закона о перевозках связывают порядок посадки и высадки пассажиров сих осуществлением только в установленных остановочных пунктах или в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок, что является критерием подразделения регулярных перевозок пассажиров и багажа на два вида (пункты 3–5 статьи 19 Устава автомобильного транспорта).

К компетенции Ространснадзора как лицензирующего органа относится контроль за посадкой и высадкой пассажиров в местах остановки маршрутных транспортных средств при осуществлении перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установлен­ных остановочных пунктах, проверка соблюдения перевозчиками лицензионных условий, в силу чего движение маршрутного транс­портного средства с открытыми дверями можно расценивать как необеспечение безопасных условий перевозки пассажиров.

Так называемый простой маршрутного транспортного средства на остановке общественного транспорта имеет иную правовую природу и посягает на общественный порядок, регламентируемый Правилами дорожного движения и КоАП РФ, что влечет привлечение водителя маршрутного транспортного средства к административно-правовой ответственности по частям 3.1, 6 статьи 12.19 КоАП РФ за остановку в местах остановки маршрутного транспортного средства для целей, не связанных с посадкой и высадкой пассажиров. Рассмотрение указанной категории дел отнесено в соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ к компетенции органов внутренних дел (полиции).

Следовательно, пресечение правонарушений, объективную сто­рону которых образует прекращение движения маршрутных транс­портных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств сверх того времени, которое необходимо для посадки или высадки пассажиров, отнесено к компетенции органов внутренних дел (полиции).

Второе направление противодействия простою маршрутных транспортных средств на остановках общественного транспор­та — нормирование времени остановки в договоре (контракте) на организацию перевозок, заключаемом с перевозчиком.

Закон о перевозках предусматривает две схемы организации осуществления перевозок по регулярным маршрутам посредством:

  • заключения государственного или муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам (в этом случае применяются субсидиарно нормы Федерального закона от 05.04.13 № 44­ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»11; далее — Закон № 44­ФЗ); 11 Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.
  • выдачи по итогам открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу.

В государственном или муниципальном контракте, с учетом части 3 статьи 14 Закона о перевозках (а также части 4 статьи 3 Закона о перевозках, пункта 5 статьи 3 Закона № 44­ФЗ, абзаца тридцать восьмого статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Феде­рации), могут быть установлены требования к работам, связанным с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, причем как государственным или муниципальным заказчиком, так и представительным органом.

Оценивая правомерность установления условий (критериев) для участия в открытом конкурсе на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, суд отметил, что действующее законодательство не содержит за­претов на установление соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе и представительный орган местного самоуправления вправе принять нормативно­-правовой акт, опреде­ляющий порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска к участию в конкурсе и оценку участников конкурса (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от16.11.16 № 86-АПГ16-3). (Вместе с тем этим же актом были при­знаны недействующими такие критерии оценки заявок, как наличие медицинского кабинета для проведения предрейсовых и послерей­совых медицинских осмотров водителей, расположенного на или вне территории стоянки автобусов, с которой осуществляется выезд автобусов на линию; наличие диспетчерской службы и определённого количества обученных и аттестованных диспетчеров; наличие определенного числа механиков, осуществляющих контроль техни­ческого состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении в гараж. — Примечание автора)

И законодательство о контрактной системе (часть 1 статьи2 За­кона № 44­ФЗ), и законодательство в области организации регуляр­ных перевозок (часть 1 статьи 2 Закона о перевозках) основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (да­лее — ГК РФ), что с учетом пункта 1 статьи 329, пункта 1 статьи330ГК РФ позволяет обеспечить исполнение обязательств неустойкой, установленной договором, в дополнение к тем основаниям ответ­ственности и способам обеспечения исполнения обязательств, которые предусмотрены Законом № 44­ФЗ.

Часть 4 статьи 34 Закона № 44­ФЗ также обязывает включать в контракт в качестве обязательного условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполне­ние или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Если контракт нормирует время остановки в договоре на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, то установление неустойки за нарушение его условий не может являться неправомерным.

На практике встречаются случаи нормирования времени оста­новки в государственных или муниципальных контрактах на выпол­нение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам. К примеру, во Владивостоке весной 2016 года все перевозчики подписали с мэрией договор, согласно пункту2.3.23 которого они обязались «обеспечить соблюдение водителями автобусов во время выполнения рейса требований ... правил дорожного движения, ... норм времени на посадку/высадку пассажиров, в течение не более двух минут». В силу пункта 5.1.2 договора за каждый факт нарушения на каждое транспортное средство накладывается штраф в размере 8000 рублей12. Данный договор заключался по итогам конкурса на выполнение работ, свя­занных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования13. 12 http://www.newsvl.ru/vlad/2016/09/13/151553/#ixzz4VOcDkuOo (время, дата размещения информации: 14:49, 13 сентября 2016; дата обращения к информации: 12.01.17); http://vestiregion.ru/2016/09/13/na­zametku­passazhiram­vladivostoka­esli­stoyanka­avtobusa­prevyshaet­dve­minuty­zvonite­po­tel­2614­334/ (время, дата размещения информации: 20:16, 13.09.16; дата обращения к информации: 12.01.17) 13 Документация по проведению конкурса на право заключения с администрацией города Владивостока договора на выполнение регулярных перевозок по установленным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Владивостокского городского округа // http://www.vlc.ru/life_city/transport/folder/ (дата обращения к информации: 12.01.17).

В другом случае ограничение времени остановки маршрутных транспортных средств на остановках достигается за счет разъяс­нительной работы, в ходе которой контролирующие перевозчиков должностные лица объясняют «... водителям, что нельзя стоять на остановке больше одной минуты»14. В этом субъекте Российской Федерации типовой договор об организации пассажирских перево­зок по муниципальному маршруту регулярного сообщения15 не содержит условия о нормативе остановки транспортного средства для посадки и высадки пассажиров. 14 http://nsknews.info/news/163966 (дата обращения к информации: 12.01.17). 15 https://novo-sibirsk.ru/upload/transport/kd_ot_04.12.2015.pdf (дата обращения к информации: 10.11.2023).

Осуществление перевозок на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу, выданного по итогам открытого конкурса, опосредуется как Законом о перевозках, так и ГК РФ (часть 1 ста­тьи2, часть 2 статьи 17, части 2, 4 статьи 19 Закона о перевозках).

Нормы абзаца первого пункта 1, пункта 2 статьи 421, пункта 1 статьи 447, пункта 3 статьи 448 ГК РФ не содержат запрета на заключение договора об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу при условии включения в конкурсную документацию обязательства подписать договор и его типовой формы по тем условиям, определение ко­торых не должно быть осуществлено в форме закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.

Речь идет, например, об условиях о штрафных санкциях за осу­ществление перевозок с отступлением от установленных правил, о размерах компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, об исполь­зовании проездных документов и др.

В заключение необходимо отметить, что установление норматива остановки маршрутного транспортного средства для посадки и высадки пассажиров в договоре (контракте) на организацию перевозок, заключаемом с перевозчиком, представляется малоэф­фективной мерой, поскольку остановка на одну или две минуты при условии большого трафика не решит проблемы доступа транспорт­ных средств к остановкам.

Положения частей 3.1 и 6 статьи 12.19 КоАП РФ содержат более действенный механизм — запрет на остановку или стоянку транс­портных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транс­портных средств, за исключением случая остановки для посадки или высадки пассажиров. Эффективность административного по­рядка нормирования остановки маршрутных транспортных средств в местах остановки заключается в возможности учета фактического времени, затрачиваемого на цели посадки и высадки пассажиров.

Поделиться этой статьёй в социальных сетях:

Ещё из рубрики

Арбитражный процесс
Арбитражные споры № 2 (66) 2014
Оспаривание экспертного заключения в арбитражном (гражданском) процессе
25.03.2014
Перекресток мнений
Арбитражные споры № 1 (33) 2006
Понятие недвижимости
15.01.2006
Самое читаемое Оспаривание экспертного заключения в арбитражном (гражданском) процессе Реформа гражданского кодекса Российской Федерации: общий комментарий новелл обязательственного права Понятие недвижимости Обзор судебной практики взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя Подтверждение полномочий представителя должника (банкрота) и арбитражного управляющего в судебном заседании Об оспаривании наложенных в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ареста на имущество, запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке Проблемы исполнения обязательств должника-банкрота третьим лицом или учредителем Взыскание судебных расходов в разумных пределах Судебная практика по делам, связанным с корректировкой таможенной стоимости товаров, с участием таможенных органов

Чтобы сохранить список чтения

вам нужно

Войти

или

Зарегистрироваться
Наверх

Сообщение в компанию

Обратите внимание, что отправка ссылок в сообщении ограничена.

 
* — обязательное для заполнения поле

 

Получите демодоступ

На 3 дня для вас будет открыт доступ к двум последним выпускам журнала Арбитражные споры -
№ 3 (107) и № 4 (108)