Официальное издание Арбитражного суда Северо-Западного округа

О практике ФАС СЗО по применению статьи 6 «Монопольно высокая цена товара» Федерального закона «О защите конкуренции» за период с 2008 года по октябрь 2012 года

Сойкина Екатерина Юрьевна Помощник судьи Арбитражного суда Северо-Западного округа

Дела, связанные с применением статьи 6 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), составляют небольшой процент от общего количества всех дел, которые рассматривают арбитражные суды Российской Федерации, в том числе Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (далее — ФАС СЗО). Вместе с тем актуальность и значимость этих дел очевидна, к тому же в последнее время отмечается устойчивая тенденция к их увеличению.

Запрет на злоупотребление доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены установлен российским законодательством еще в 1995 году. Критерии такой цены содержались только в статье 4 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Понятие «монопольно высокая цена» определялось как цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара (в редакции Федерального закона от 25.05.95 № 83-ФЗ).

Однако в 2002 году критерии определения монопольно высокой цены были изменены. Монопольно высокая цена представляла собой цену товара, которая устанавливается занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом и при которой данный хозяйствующий субъект компенсирует либо может компенсировать необоснованные затраты и (или) получает либо может получить прибыль существенно более высокую, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции (в редакции Федерального закона от 09.10.02 № 122-ФЗ). По сути, законодатель ввел дополнительный критерий для определения монопольно высокой цены — критерий цены сопоставимого рынка. 

Запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением установлен статьей 10 Закона о защите конкуренции, в силу пункта 1 части 1 которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться установление, поддержание монопольно высокой цены товара. В статье 6 Закона о защите конкуренции установлены критерии монопольно высокой цены товара.

Принятая в 2006 году редакция Закона о защите конкуренции определяла, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке (пункт 1 части 1 статьи 6);

2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли (пункт 2 части 1 статьи 6).

При этом цена товара не признавалась монопольно высокой, если она не соответствовала хотя бы одному из указанных в части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции критериев.

Наряду со значительным изменением понятия «монопольно высокая цена товара» законодателем были определены два равноправных метода обоснования наличия монопольно высокой цены:

1) метод, базирующийся на сравнении цены, устанавливаемой занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и цены такого товара на сопоставимых рынках с учетом сопоставимости иных условий обращения товара;

2) метод, базирующийся на сравнении цены товара, установленной занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и экономически оправданных расходов на производство и реализацию товара с учетом разумной прибыли такого хозяйствующего субъекта.

Первый метод предполагал обязанность антимонопольного органа доказать наличие обоснованной цены на соответствующий товар, устанавливаемой на конкурентных рынках, что позволяет сравнить цену, устанавливаемую хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, с определенной антимонопольным органом обоснованной ценой товара. Сравнение цен подтверждает или опровергает гипотезу о наличии монопольно высокой цены или ее отсутствии.

Второй метод — метод оценки рентабельности, используемый в целях определения второго, затратного, критерия для признания цены монопольно высокой, предполагал, что антимонопольный орган должен доказать значительное превышение цены товара хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, суммы необходимых для его производства затрат и прибыли1.1Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 186242-4 «О защите конкуренции» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Таким образом, Закон о защите конкуренции определял необходимость наличия двух признаков монопольно высокой цены. Однако при применении антимонопольным органом указанной нормы наметилась тенденция использовать только один критерий (необходимые для производства и реализации такого товара расходы с учетом разумной прибыли) в связи с отсутствием возможности применения второго критерия (отсутствие сопоставимого товарного рынка)2.2Извлечение из текста интернет-конференции с руководителем Федеральной антимонопольной службы И. Ю. Артемьевым 20 марта 2009 года.

Федеральная антимонопольная служба полагала, что данная норма (недействующая ныне редакция статьи 6 Закона о защите конкуренции) допускает применение одного из двух критериев, если отсутствует возможность применять оба.

Оценивая положения ненормативных актов антимонопольных органов, судебные инстанции исходят из императивной нормы о том, что в силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли. 

Так, ФАС СЗО, оставляя в силе принятые по делу судебные акты об удовлетворении требований общества об оспаривании решения антимонопольного органа, сделал вывод о том, что выявление несоответствия рассматриваемой цены хотя бы одному критерию монопольно высокой цены является достаточным основанием для вывода об отсутствии должного установления монопольно высокой цены. Как отметил кассационный суд, суды правильно применили положения статьи 6 Закона о защите конкуренции, указав, что монопольно высокой можно признать цену, которая соответствует установленным в части 1 данной статьи критериям одновременно (часть 2 статьи 6 Закона о защите конкуренции). Вывод антимонопольного органа о том, что для признания цены монопольно высокой необходимо наличие одного из критериев, перечисленных в части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, основан на ошибочном толковании норм материального права.

Суды обоснованно восприняли результаты сравнительного анализа цен на услуги по проезду через понтонную переправу. При этом по делу не подтверждено превышение спорной ценой цены, устанавливаемой хозяйствующими субъектами, не входящими с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающими доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции) (постановление ФАС СЗО от 17.03.09 по делу № А05-5224/2008).

Очевидно, что в Законе о защите конкуренции есть неопределенности, которые могут эффективно преодолеваться четкой и ясной правоприменительной судебной практикой.

Читать полностью

Анализируя судебную практику ФАС СЗО по вопросу применения статьи 6 Закона о защите конкуренции, хотелось бы выделить дело о злоупотреблении обществом своим доминирующим положением на рынке розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива, выразившемся, по мнению антимонопольного органа, в том, что в нарушение положения пункта 1 части 1 статьи 10 названного закона общество, начиная с сентября 2008 года, установило и поддерживало монопольно высокие цены на нефтепродукты.

Читать полностью

Таким образом, и в период действия измененных и дополнительных критериев определения монопольно высокой цены много внимания уделяется вопросу о доказывании фактов правонарушения на основании обстоятельств хозяйственной деятельности участников рынка в отсутствие качественно проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкурентной среды на конкретном товарном рынке, а также цен, сложившихся на сопоставимых рынках.

В отдельных случаях судебной практики, если антимонопольный орган не смог доказать наличие обоих критериев, суд признавал неправомерными решения о признании лица виновным в злоупотреблении доминирующим положением путем установления, поддержания монопольно высокой цены.

Читать полностью

В другом случае суды трех инстанций пришли к аналогичным выводам о недоказанности факта нарушения заявителями как группой лиц пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Суды удовлетворили заявленные требования, не усмотрев у антимонопольного органа правовых и фактических оснований для вынесения соответствующих ненормативных правовых актов. При этом судами последовательно сделаны значимые выводы по критериям избранной антимонопольным органом квалификации действий заявителя (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) с указанием на необоснованность позиции антимонопольного органа (постановление ФАС СЗО от 19.07.10 по делу № А21-9847/2009).

Таким образом, изменения в понятии монопольно высокой цены товара не привели к более четкому восприятию данного термина. Принятые поправки затруднили доказательство установления факта монопольно высокой цены на товар, так как при установлении данного факта в обязательном порядке подлежат применению оба критерия, а исключение любого критерия оценки является незаконным.

Важным при рассмотрении споров о применении статьи 6 Закона о защите конкуренции являлось бы толкование, данное Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ).

Безусловный интерес представляют выводы, содержащиеся в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.05.10 № 16678/09.

Читать полностью

Между тем позиция ВАС РФ по вопросу применения статьи 6 Закона о защите конкуренции так и не была высказана полностью. Пленум ВАС РФ в постановлении от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» по данному вопросу разъяснений не дает.

Статья 6 Закона о защите конкуренции в редакции Федерального закона от 17.07.09 № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изложена полностью в новой редакции.

Данная редакция части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции определяет, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Следовательно, при соблюдении указанных условий цена может быть признана монопольно высокой.

Предполагалось, что изменения в понятии монопольно высокой цены, принятые в 2009 году, существенно упростят процесс установления факта монопольно высокой цены. Однако на самом деле процедура установления такого факта монопольно высокой цены значительно усложнилась.

Законодательное закрепление понятия «монопольно высокая цена» и критериев для определения такой цены не позволяет разрешить те проблемы, которые возникают на практике в связи с применением статьи 6 Закона о защите конкуренции. Все это в свою очередь ограничивает возможности антимонопольных органов по доказыванию в судах правомерности решений о признании в действиях доминирующих на отдельных рынках компаний установления монопольно высокой цены.

В этой связи хотелось отметить дело о монопольно высокой цене на услуги авиаперевозок.

Читать полностью

Анализ рассмотренных ФАС СЗО судебных дел, вытекающих из применения статьи 6 Закона о защите конкуренции в редакции Федерального закона от 17.07.09 № 164-ФЗ, позволяет сделать вывод о том, что практика по таким делам в настоящее время только формируется.

Следует отметить, что, хотя законодателем неоднократно предпринимались попытки совершенствования положений статьи 6 Закона о защите конкуренции, в процессе применения антимонопольным органом указанной нормы встречались проблемы, которые решались с помощью правоприменительной практики арбитражных судов.

При этом для формирования единого подхода судов к разрешению споров, круг которых определен в настоящей статье, существенное значение имеют постановления Президиума ВАС РФ по конкретным делам.

Поделиться этой статьёй в социальных сетях:

Ещё из рубрики

Арбитражный процесс
Арбитражные споры № 2 (66) 2014
Оспаривание экспертного заключения в арбитражном (гражданском) процессе
25.03.2014
Перекресток мнений
Арбитражные споры № 1 (33) 2006
Понятие недвижимости
15.01.2006
Самое читаемое Оспаривание экспертного заключения в арбитражном (гражданском) процессе Реформа гражданского кодекса Российской Федерации: общий комментарий новелл обязательственного права Понятие недвижимости Обзор судебной практики взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя Подтверждение полномочий представителя должника (банкрота) и арбитражного управляющего в судебном заседании Об оспаривании наложенных в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ареста на имущество, запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке Проблемы исполнения обязательств должника-банкрота третьим лицом или учредителем Взыскание судебных расходов в разумных пределах Судебная практика по делам, связанным с корректировкой таможенной стоимости товаров, с участием таможенных органов

Чтобы сохранить список чтения

вам нужно

Войти

или

Зарегистрироваться
Наверх

Сообщение в компанию

Обратите внимание, что отправка ссылок в сообщении ограничена.

 
* — обязательное для заполнения поле

 

Получите демодоступ

На 3 дня для вас будет открыт доступ к двум последним выпускам журнала Арбитражные споры -
№ 3 (107) и № 4 (108)