Разрешение споров, связанных с нарушением органами государственных внебюджетных фондов процедуры проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов и порядка принятия решений по их результатам
С 1 января 2010 года глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации («Единый социальный налог») утратила силу, а от ношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФ РФ) на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС РФ) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).
Названный закон наделил ПФ РФ и его территориальные органы полномочиями по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а ФСС РФ и его территориальные органы указанными полномочиями в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Кроме того, в соответствии с Законом № 212-ФЗ ФСС РФ и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай времен ной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Механизм осуществления контроля, установленный главой 5 Закона № 212-ФЗ, схож с тем, который регламентирован в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Так, права территориальных органов ПФ РФ и ФСС РФ (статья 3 Закона >№ 212-ФЗ «Органы контроля за уплатой страховых взносов») в отношении плательщиков страховых взносов во многом схожи с правами налоговых органов в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов. Вместе с тем ряд имеющихся у налоговых органов прав — производить выемку документов, приостанавливать операции по счетам, производить осмотр любых помещений и территорий, привлекать специалистов, экспертов и переводчиков, а также вызывать свидетелей (статья 31 НК РФ) — не входит в объем прав органов контроля за уплатой страховых взносов.
Правомочия на проведение выездных и камеральных проверок плательщиков страховых взносов как основных форм контроля, процедура рассмотрения, оформления результатов проверки и вынесения решения по итогам проверок, порядок истребования документов органами контроля за уплатой страховых взносов также имеют некоторые отличия от аналогичных процедур, установленных для налоговых органов.
Анализ судебных актов за 2012–2013 годы и I квартал 2014 года, касающихся применения норм главы 5 Закона № 212-ФЗ, показал, что в большинстве случаев причиной возникновения судебного спора является нарушение (несоблюдение) органами контроля за уплатой страховых взносов процедуры проведения проверки и принятия решения по ее результатам.
Следует отметить, что, в отличие от пункта 14 статьи 101 НК РФ, согласно которому основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (к таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения), статья 39 Закона № 212-ФЗ таких положений не содержит.
В то же время в соответствии с пунктом 12 час ти 1 статьи 28 и частью 3 статьи 39 Закона № 212-ФЗ плательщик страховых взносов — лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной про верки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), на основании части 5 статьи 38 названного закона вправе, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте про верки, а также с выводами и предложениями проверяющих, пред ставить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту.
При этом руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в силу части 2 статьи 39 Закона № 212-ФЗ должен известить о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Из анализа названных норм Закона № 212-ФЗ следует, что лишение плательщика страховых взносов возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов камеральной (выездной) про верки является нарушением гарантий защиты прав страхователя, предусмотренных законодательством.
Этот вывод согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ), изложенной в постановлении Президиума от 20.10.11 № 7729/11. В этом постановлении суд надзорной инстанции указал, что исходя из положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о незаконности решения органа контроля за уплатой страховых взносов может свидетельствовать существенное несоблюдение этим органом установленного порядка проведения про верки и вынесения решения.
Согласно сформировавшемуся в Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа (далее — ФАС СЗО) правовому подходу неизвещение (ненадлежащее извещение) плательщика страховых взносов о времени и месте рассмотрения материалов проверки является существенным нарушением установленной Законом № 212-ФЗ процедуры. Это обстоятельство, как влекущее за собой лишение возможности страхователя представить свои возражения на акт и принять участие в рассмотрении этого акта, свидетельствует о незаконности решения органов государственных внебюджетных фондов и является основанием для отказа во взыскании штрафов со страхователей.
Суд кассационной инстанции, отклоняя довод территориального органа ФСС РФ об отсутствии с его стороны нарушения требований статьи 39 Закона № 212-ФЗ, указал на следующее. Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что уведомление об участии страхователя в рассмотрении материалов документальной выездной проверки обществу не было вручено, поскольку согласно справке почтамта направлено по иному адресу. Ссылка представителя органа контроля за уплатой страховых взносов на то, что указанное уведомление было вручено руководителю общества в момент вручения акта про верки, обоснованно не принята судами, так как соответствующих доказательств в подтверждение этого не представлено. На основании изложенных обстоятельств суд кассационной инстанции под твердил правильность вывода судов предыдущих инстанций о том, что в данном деле нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки и вынесения решений является основанием для признания недействительным оспариваемого решения и удовлетворения требования заявителя (постановление ФАС СЗО от 29.11.12 по делу № А443463/2012).
Судами трех инстанций установлено, что территориальный орган ПФ РФ направил комиссариату уведомление о вызове страхователя на рассмотрение материалов проверки по юридическому адресу, что следовало из реестра заказной корреспонденции. В то же время из представленных ПФ РФ данных распечатки отслеживания почтовых отправлений с сайта Почты России не усматривалось, что спорное почтовое отправление получено комиссариатом.
При таких обстоятельствах ФАС СЗО посчитал обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства получения (вручения) комиссариатом спорного уведомления по адресу, по которому оно было направлено, в связи с чем ссылка ПФ РФ на направление уведомления как на доказательство соблюдения процедуры рассмотрения материалов проверки правомерно не принята судами. Суд кассационной инстанции расценил допущенное ПФ РФ нарушение процедуры привлечения к ответственности как существенное, поскольку комиссариат был лишен возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Закона № 212-ФЗ (постановление ФАС СЗО от 14.08.12 по делу № А56-62032/2011). Определением ВАС РФ от 24.12.12 № ВАС-16902/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
В ходе судебного разбирательства суды трех инстанций при шли к выводу о том, что общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверок и о вынесении ПФ РФ оспариваемых решений. Как установили суды, из текста извещения, полученного главным бухгалтером общества, следовало, что ПФ РФ сообщил заявителю о времени рассмотрения вопроса о наложении на него штрафной санкции за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (по форме РСВ1) за I квартал 2010 года. Информации о времени и месте рассмотрения материалов проверки отчетности заявителя за полугодие и 9 месяцев 2010 года данное извещение не содержало. Кроме того, названным извещением общество было приглашено на рассмотрение материалов на 25.01.11, а оспариваемые решения фактически были вынесены 02.02.11. Довод ПФ РФ относительно того, что имела место опечатка в части указания даты, на которую было назначено рассмотрение материалов проверки, отклонен судами как документально неподтвержденный (постановление ФАС СЗО от 20.02.12 по делу № А05-1563/2011).
Суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили заявление территориального органа ПФ РФ о взыскании с училища штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицирован ного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. При этом суды, отклонив довод училища о том, что рассмотрение акта и материалов камеральной проверки, а также принятие решения о привлечении к ответственности осуществлялись в отсутствие доказательств надлежащего извещения страхователя, посчитали, что в данном случае училище было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения акта проверки и не было лишено возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов. Этот вывод судов обоснован тем обстоятельством, что акт проверки вместе с уведомлением о времени и месте его рассмотрения вручен ведущему бухгалтеру училища, полномочия которой явствовали из обстановки, в которой она действовала. При этом суды отметили, что в ходе судебного разбирательства училище не оспаривало, что спорное лицо является его сотрудником.
Суд кассационной инстанции, отменяя принятые судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, исходил из следующего: суды, утверждая о том, что полномочия спорного лица на подписание и получение акта проверки явствовали из обстановки, не учли положения статьи 5.1 Закона № 212-ФЗ (введенной с 1 января 2011 года Федеральным законом от 08.12.10 № 339-ФЗ).
Согласно части 1 названной статьи плательщик страховых взносов может участвовать в отношениях, регулируемых Законом № 212-ФЗ, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено этим законом. Полномочия представителя плательщика страховых взносов должны быть документально подтверждены в соответствии с данным законом и иными федеральными законами (часть 3 статьи 5.1 Закона № 212-ФЗ). В частности, уполномоченный представитель плательщика страховых взносов — организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
В связи с отсутствием в акте и уведомлении реквизитов доверенности, равно как и в материалах дела каких-либо доказательств, подтверждающих, что спорное лицо являлось уполномоченным представителем страхователя, ФАС СЗО признал недостаточно обоснованным вывод судов о том, что страхователь надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения акта проверки и не был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки (постановление ФАС СЗО от 29.08.13 по делу № А56-64101/2012).
Приведенные судебные акты показывают, что в ряде дел суды первой и апелляционной инстанций, признавая обоснованным довод страхователя о ненадлежащем извещении его органом контроля за уплатой страховых взносов о месте и времени рассмотрения материалов проверки, не учитывают вносимые законодателем в Закон № 212-ФЗ изменения.
Так, одна из наиболее встречающихся в 2013 году категорий споров, касающихся соблюдения процедуры рассмотрения материалов проверки, связана с внесением Федеральным законом от 03.12.11 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» из менений в статью 38 Закона № 212-ФЗ, которые вступили в силу с 1 января 2012 года.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 и части 1 статьи 33 Закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить в отношении плательщиков страховых взносов камеральные и выездные проверки в порядке, установленном на званным законом. Порядок проведения камеральных проверок регламентирован в статье 34 Закона № 212-ФЗ, а выездных проверок — в статье 35 этого же закона. Оформление результатов проверки и вынесение решений по результатам рассмотрения материалов проверки осуществляются органами контроля за уплатой страховых взносов в соответствии со статьями 38 и 39 Закона № 212-ФЗ.
В силу частей 1 и 2 статьи 38 Закона № 212-ФЗ по результатам камеральной и выездной проверок обязательно должен быть составлен акт проверки. Этот акт, как указано в части 3 упомянутой статьи, подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Часть 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года) предусматривала, что акт проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в от ношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклонялось от получения акта проверки и этот факт отражен в акте проверки, указанный акт мог быть направлен по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного под разделения) или месту жительства физического лица.
С учетом приведенной нормы судебная практика, сложившаяся в ФАС СЗО, исходила из того, что направление акта проверки по почте заказным письмом допускалось только в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклонялось от получения акта проверки и этот факт отражен в акте проверки. Во всех других случаях акт должен был быть вручен проверяемому лицу под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.
В частности, указанная позиция отражена в постановлении ФАС СЗО от 20.07.12 по делу № А5649761/2011, которым отменены судебные акты первой и апелляционной инстанций о взыскании с войсковой части штрафных санкций за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. (Определением ВАС РФ от 14.11.12 № ВАС-14743/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ.)
Аналогичные выводы изложены в постановлениях ФАС СЗО от 26.02.13 по делу № А56-33562/2012, от 10.06.13 по делу № А56-25336/2012, от 20.06.13 по делу № А56-53863/2012.
Федеральным законом от 03.12.11 № 379ФЗ изменена редакция части 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ, согласно которой с 1 января 2012 года акт проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Таким образом, в отличие от ранее действовавшей редакции части 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ и нормы пункта 5 статьи 100 НК РФ, с 1 января 2012 года орган контроля за уплатой страховых взносов вправе любым из названных способов (вручить лично под расписку, направить по почте заказным письмом, передать в электронном виде) вручить акт лицу, в отношении которого проводилась проверка.
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций, как это видно из материалов дел № А5654319/2012, А2110171/2012, А219984/2012, А219983/2012, А5617116/2013, при принятии судебных актов продолжали руководствоваться положениями дан ной нормы в редакции, которая в период проведения (в 2012 году) территориальным органом ПФ РФ проверки уже не действовала.
Признавая основанным на неправильно примененных нормах права вывод судов о нарушении территориальным органом ПФ РФ установленной Законом № 212-ФЗ процедуры привлечения страхователя к ответственности, влекущем за собой незаконность принятого по результатам проверки решения, ФАС СЗО исходил из следующего.
В части 3 статьи 38 Закона № 212-ФЗ установлено, что акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем), а также предусмотрено, что об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Однако акт камеральной проверки может быть подписан лицом, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченным представителем) в том случае, когда камеральная проверка проводится в присутствии плательщика страховых взносов.
В рассматриваемом случае территориальным органом ПФ РФ не было выявлено фактов неполноты и (или) недостоверности представленных обществом сведений индивидуального (персони фицированного) учета, а установлено только их несвоевременное представление. Поэтому территориальный орган ПФ РФ проводил проверку в отсутствие проверяемого лица и по итогам проверки составил акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицирован ном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу части 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.12.11 № 379ФЗ) территориальный орган ПФ РФ вправе самостоятельно выбирать способ вручения акта проверки.
Обязанность территориального органа ПФ РФ направлять акт проверки заказным письмом только после того, как представитель организации лично подпишет этот акт или будет зафиксирован факт уклонения от его подписания, была установлена в части 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 ян варя 2012 года).
В части 2 статьи 39 Закона № 212-ФЗ предусмотрена обязанность руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФ РФ известить о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Однако в этой статье не сказано, каким именно способом извещения должен воспользоваться руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФ РФ для извещения страхователя. В частности, не предусмотрено, что извещение должно направляться организации именно заказным письмом с уведомлением о вручении.
Из материалов дела видно, что акт, в котором зафиксирован факт нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, содержит сведения о дате, времени и месте его рас смотрения. Этот акт направлен обществу по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, что подтверждается реестром заказной корреспонденции, содержащим штамп почтового отделения связи о принятии корреспонденции к отправке, а также квитанцией.
Названный способ вручения акта проверки и извещения о времени и месте его рассмотрения, как указал ФАС СЗО, не противоречит положениям части 2 статьи 39 и части 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.12.11 № 379-ФЗ) (постановление ФАС СЗО от 11.09.13 по делу № А2110171/2012).
Правильность данной позиции ФАС СЗО, приведенной также в постановлениях от 25.06.13 по делу № А56-54319/2012, от 11.09.13 по делам № А21-9984/2012 и А21-9983/2012, от 13.02.14 по делу № А56-17116/2013, согласуется с правовым подходом, высказанным Президиумом ВАС РФ.
В постановлении надзорной инстанции отражено, что кассационный суд, отменяя судебные акты первой и апелляционной ин станций и отказывая территориальному органу ПФ РФ во взыскании штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицирован ного) учета, применил нормы части 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ в недействующей редакции.
Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела № А788059/2012 Арбитражного суда Забайкальского края установлено, что составленный в 2012 году акт, в котором, помимо обстоятельств совершения обществом нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицирован ном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со держалась информация о дате, времени и месте его рассмотрения, и уведомление о вызове страхователя на рассмотрение акта были направлены фондом обществу заблаговременно по адресу государственной регистрации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.
Следовательно, как указал суд надзорной инстанции, на основании новой редакции части 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ акт проверки считается полученным на шестой день, считая с даты отправления заказного письма (постановление Президиума ВАС РФ от 10.12.13 № 11209/13).
Стоит отметить, что Закон № 212-ФЗ, в отличие от нормы абзаца второго пункта 5 статьи 31 НК РФ, прямо не предусматривает, что территориальные органы ПФ РФ и ФСС РФ обязаны направлять почтовую корреспонденцию страхователю именно по адресу, кото рый указан в Едином государственном реестре юридических лиц. Положения статей 38 и 39 Закона № 212-ФЗ не возлагают на орган контроля за уплатой страховых взносов обязанность направлять корреспонденцию страхователю как по юридическому, так и по фактическому адресу (при наличии у него такой информации).
В приведенном выше постановлении Президиума от 10.12.13 № 11209/13 ВАС РФ, отклоняя довод общества о неполучении акта и уведомления, направленных по юридическому адресу, указал на то, что этот довод не может быть признан основанием для вывода о несоблюдении территориальным органом ПФ РФ процедуры при влечения к ответственности. При этом суд надзорной инстанции исходил из правовой позиции Пленума ВАС РФ, сформулированной в пункте 1 постановления от 30.07.13 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица». В этом пункте предусмотрено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Как видно из анализа рассмотренных ФАС СЗО в 2013 году и в I квартале 2014 года дел, суды при разрешении споров, связанных с несоблюдением процедуры проведения проверки и принятия решения, исходят из того, что нарушения требований части 9 статьи 39 Закона № 212-ФЗ, предъявляемых к содержанию решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, в случае их существенности, носят неустранимый характер, а потому свидетельствуют о незаконности такого решения.
Согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных названным Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
В соответствии со сложившейся судебно-арбитражной практикой суды при наличии ссылок налогоплательщиков на несоответствие ненормативных правовых актов налогового органа требованиям пункта 8 статьи 101 НК РФ исследуют и оценивают характер допущенных налоговой инспекцией нарушений и их влияние на законность и обоснованность оспариваемого решения налогового органа. В случае если акт проверки и решение о привлечении к налоговой ответственности не содержат обстоятельства совершенного налогоплательщиком правонарушения, в них отсутствуют ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые заявителем в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, суды приходят к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого решения.
При этом суды исходят из того, что несоблюдение налоговой инспекцией требований пункта 8 статьи 101 НК РФ в части отражения в решении о привлечении к налоговой ответственности обстоятельств совершения вменяемого налогового правонарушения и доказа тельств, подтверждающих эти обстоятельства, лишает налогоплательщика права знать, что ему вменяется в вину, и, следовательно, осуществлять надлежащую за щиту своих прав в связи с привлечением к налоговой ответственности.
Как следует из части 8 статьи 39 Закона № 212-ФЗ, по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
По правилам части 9 данной статьи в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты про верки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Закона № 212-ФЗ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение право нарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Таким образом, положения части 9 статьи 39 Закона № 212-ФЗ относительно требования о необходимости изложения обстоятельств совершенного плательщиком страховых взносов правонарушения со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводов страхователя и результатов проверки этих доводов, повторяют норму пункта 8 статьи 101 НК РФ.
То обстоятельство, что статья 39 Закона № 212-ФЗ (в отличие от статьи 101 НК РФ) прямо не предусматривает, что несоблюдение органом контроля за уплатой страховых взносов установленных частью 9 указанной статьи требований к содержанию решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения может являться основанием для отмены решения, не означает, что формально составленное решение, в котором не изложена требуемая информация, позволяющая страхователю установить конкретные обстоятельства и основания привлечения его к ответственности, является законным и обоснованным.
Привлечение страхователя к ответственности невозможно без доказательств факта совершения правонарушения.
Надлежащее отражение в акте проверки, а также в решении о привлечении к ответственности конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя и свидетельствует об обоснованном привлечении к ответственности.
ФАС СЗО при рассмотрении дела отметил, что акт проверки и решение о привлечении к ответственности не содержат информации о том, по каким конкретно лицам представленные обществом сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, оказались ошибочными и в чем заключается недостоверность этих сведений. Фактически вывод о недостоверности указанных сведений о застрахованных лицах основан только на сравнении территориальным органом ПФ РФ размера начисленных страховых взносов, указанного в ведомости уплаты по форме АДВ62, с размером, указанным в форме РСВ1 за спорный период. Вместе с тем такие расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности информации. С учетом изложенного суд кассационной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что вмененное обществу правонарушение не доказано (постановление ФАС СЗО от 11.09.13 по делу № А5654956/2012).
В ходе рассмотрения другого дела установлено, что ни акт камеральной проверки, ни принятое решение не содержат обстоятельств правонарушения, сведений о суммах уплаченных страховых взносов, об ошибках, допущенных обществом, а также информации о том, в отношении каких работников представлены недостоверные сведения, то есть в решении о привлечении страхователя к ответственности не изложены конкретные обстоятельства, на основании которых проверяющими сделан вывод о предоставлении обществом неполных (недостоверных) сведений (постановление ФАС СЗО от 13.02.14 по делу № А5617116/2013).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что из составленных территориальным органом ПФ РФ акта проверки и решения не усматривается, в чем именно выразилась недостоверность представленных обществом сведений, кроме общей фразы о наличии обнаруженных в сведениях ошибок. Кроме того, суды отметили отсутствие в ненормативных актах органа контроля за уплатой страховых взносов какого-либо изложения обстоятельств совершенного правонарушения в целях оценки правильности квалификации вмененного в вину обществу деяния.
Суд кассационной инстанции отметил, что в силу прямого указания закона (часть 9 статьи 39 Закона № 212-ФЗ) решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности должно содержать конкретные обстоятельства вменяемого в вину этому лицу правонарушения, а также информацию о том, в чем выразились противоправные деяния этого лица (то есть какие конкретно недостоверные сведения указало общество в представленных документах как в отношении конкретных застрахованных лиц, так и в отношении конкретных сумм страховых взносов именно у этих лиц). Поскольку соответствующих сведений ни в акте проверки, ни в решении не содержится, кассационная инстанция посчитала законным и обоснованным вывод судов о том, что ненормативные акты, на основании которых территориальный орган ПФ РФ наложил на общество ответственность и просит взыскать штраф в судебном порядке, не отвечают требованиям пенсионного законодательства, а потому не могут служить основанием для удовлетворения заявленного требования (постановление ФАС СЗО от 10.07.13 по делу № А1310620/2012).
Признавая недействительным решение территориального органа ПФ РФ, апелляционный суд исходил из того, что в акте про верки и решении зафиксированы различные нарушения, которые вменены страхователю и послужили основанием доначисления страховых взносов, пеней и штрафа.
Так, по акту установлено несоблюдение обществом требований подпункта «а» пункта 8 части 1 и части 3.2 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, поскольку, по мнению территориального органа ПФ РФ, осуществляемый страхователем вид деятельности не предусматривает применение пониженного тарифа.
В то же время в решении указано на нарушение обществом положений подпункта «а» пункта 8 части 1 и части 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ со ссылкой на то, что общий доход по виду деятельности, предусматривающему применение пониженного тарифа, составил менее 70 процентов. При этом ПФ РФ установлено соответствие заявленного обществом вида деятельности подпункту «а» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.
Вместе с тем именно это нарушение, зафиксированное только в решении, послужило основанием для начисления страховых взносов, пеней и штрафа по итогам проверки.
Названные обстоятельства расценены апелляционным судом как нарушение территориальным органом ПФ РФ положений статей 38 и 39 Закона № 212-ФЗ.
Суд кассационной инстанции поддержал позицию суда апелляционной инстанции, отметив, что обстоятельства правонарушения, совершенного привлекаемым к ответственности лицом, так, как они установлены проверкой, со ссылкой на документы и нормы законодательства, указывающие на факт совершения правонарушения, в оспариваемом решении органом ПФ РФ не отражены. Какие-либо доводы, приведенные лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов в решении также не содержатся. В данном деле территориальный орган ПФ РФ фактически не обеспечил лицу, в отношении которого проводилась проверка, возможности в порядке, предусмотренном статьей 38 Закона № 212-ФЗ, ознакомиться с основаниями начисления страховых взносов, представить свои возражения и пояснения до момента рассмотрения материалов проведенной проверки (постановление ФАС СЗО от 30.10.13 по делу № А6613165/2012).
Территориальные органы ПФ РФ и ФСС РФ начисляют штрафные санкции по результатам камеральной или выездной проверки. В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) территориального органа указанных фондов выявляет обстоятельства, исключающие вину страхователя в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (пункт 4 части 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ).
Иными словами, в силу прямого указания закона при привлечении к ответственности территориальным органом ПФ РФ и ФСС РФ должно быть установлено наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих вину в совершении правонарушения, либо обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения.
Как следует из судебной практики ФАС СЗО за 2012–2013 годы и I квартал 2014 года, органы контроля за уплатой страховых взносов при вынесении решения в нарушение пункта 4 части 6 статьи 39 и части 4 статьи 44 Закона № 212-ФЗ данные обстоятельства не устанавливают и не учитывают при наложении штрафа.
Об этом свидетельствуют, например, дела № А56-28529/2013, А56-25158/2013, А56-16710/2013, А56-23125/2012, А56-23411/2012, А56-65945/2011.
Более того, в ряде дел суды первой и апелляционной инстанций также оставляют без проверки наличие обстоятельств, как исключающих применение ответственности за совершенное правонарушение, так и смягчающих ее.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость соблюдения при привлечении лица к ответственности установленных статьей 19 (часть 1)и статьей 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности ответственности конституционно значимым целям.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.99 № 11П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при приме нении взыскания.
Президиум ВАС РФ в постановлениях от 08.12.09 № 11019/09 и от 12.10.10 № 3299/10 высказал позицию о том, что размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
При этом в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.07.13 № 1682/13 указано, что без оценки обстоятельств, смягчающих ответственность, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для признания обоснованным начисления штрафа.
Аналогичной позиции придерживался ФАС СЗО при вынесении постановления по нижеприведенному делу.
Судом апелляционной инстанции было отменено решение суда первой инстанции, которым отказано территориальному органу ПФ РФ во взыскании штрафных санкций, и заявление упомянутого фонда удовлетворено в полном объеме. Кассационная инстанция, отменяя принятые судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, указала, что довод общества о том, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, своевременно не получены территориальным органом ПФ РФ в связи с техническими неполадками при их доставке, подлежал оценке для решения вопроса о привлечении к ответственности (постановление ФАС СЗО от 28.11.13 по делу № А5672632/2012).
В постановлении ФАС СЗО от 11.09.13 по делу № А21-10171/2012 указано, что в силу статьи 44 Закона № 212-ФЗ мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
После вступления в силу Закона № 212-ФЗ процедура проведения территориальными органами ФСС РФ проверки страхователей по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств, рассмотрения материалов этой проверки и порядка принятия решения по ее итогам продолжает регламентироваться нормами НК РФ.
Из положений части 2 статьи 1 Закона № 212-ФЗ следует, что действие данного закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а так же на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1 названного закона обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
Обеспечение исполнения страхователем обязанности по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и порядок взыскания недоимки и пеней регламентируются статьей 22.1 Закона № 125-ФЗ.
Федеральным законом от 21.12.13 № 358ФЗ в указанную статью внесены изменения, которые вступили в силу с 3 января 2014 года и согласно которым обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному положениями статей 18–23, 25–27 Закона № 212-ФЗ.
Вместе с тем, исходя из положений статьи 1 Закона № 212-ФЗ, нормы данного закона не подлежат применению при проведении камеральных и выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и вынесении решений.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона № 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, определенному НК РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Применение порядка привлечения к ответственности по аналогии означает, что территориальный орган ФСС РФ должен соблюдать установленные НК РФ требования к процедуре проведения про верки и принятия решения по ее итогам, а лицу, привлекаемому к ответственности, дана возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные нормами НК РФ.
Статьей 10 НК РФ установлено, что порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14 и 15 названного Кодекса.
Практика применения положений НК РФ по вопросу привлечения налогоплательщиков к ответственности определена в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — постановление Пленума ВАС РФ № 57).
Таким образом, при рассмотрении споров, касающихся нарушения (несоблюдения) территориальными органами ФСС РФ про цедуры проведения проверки страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия решения по ее итогам, судам надлежит учитывать изложенные в постановлении Пленума ВАС РФ № 57 выводы.
Судом апелляционной инстанции признано недействительным решение территориального органа ФСС РФ, в том числе по мотиву нарушения этим органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, предусмотренных пунктом 14 статьи 101 НК РФ. Как отметил апелляционный суд, в материалах дела отсутствуют доказательства направления органом ФСС РФ в адрес общества уведомления о месте и времени рассмотрения материалов проверки.
Суд кассационной инстанции не согласился с этим выводом апелляционного суда, указав на пункт 68 постановления Пленума ВАС РФ № 57. В этом пункте Пленум ВАС РФ разъяснил: если в поданном в суд заявлении о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщик ссылается на нарушение налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов на логовой проверки (пункт 14 статьи 101 НК РФ), судам надлежит исходить из того, что такого рода доводы могут быть приняты во внимание только при условии заявления их в жалобе, направляв шейся в вышестоящий налоговый орган.
Как видно из материалов дела, ни при обжаловании оспариваемого решения в ФСС РФ, ни в заявлении, поданном в арбитражный суд, ни в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции общество не заявляло доводов о нарушении территориальным органом ФСС РФ существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. Указанное обстоятельство подтвердил и представитель общества при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Кроме того, акт документальной выездной проверки был получен представителем общества, впоследствии страхователем представле ны возражения на акт и дополнения к возражениям, которые были рассмотрены территориальным органом ФСС РФ. В адрес общества также направлено уведомление об участии страхователя в рассмотрении материалов документальной выездной проверки, которое получено представителем страхователя.
На основании приведенных обстоятельств ФАС СЗО пришел к вы воду о том, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для признания недействительным оспариваемого решения территориального органа ФСС РФ по мотиву нарушения им существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (постановление ФАС СЗО от 06.02.14 по делу № А13-10624/2012).
Подводя итог проведенному анализу рассмотренных ФАС СЗО дел, вытекающих из применения положений Закона № 212-ФЗ, можно сделать вывод о том, что практика по спорам с органами контроля за уплатой страховых взносов с учетом неоднократно вносимых законодателем изменений постоянно совершенствуется. Вместе с тем очевидна необходимость унификации норм, регулирующих правоотношения в области социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые в настоящее время регулируются положениями как НК РФ, так и Закона № 212-ФЗ.
Поделиться этой статьёй в социальных сетях:
Ещё из рубрики
6 июня 2024
ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ КОМПАНИИ
юридическая конференция
7 июня 2024