Официальное издание Арбитражного суда Северо-Западного округа

Отдельные вопросы судебной практики по спорам о взыскании платы за пользование земельными участками

Грачева Ирина Леонидовна Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ) земельные участки могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Несмотря на то что после введения в действие указанного Кодекса ускорился процесс приватизации земельных участков, бо́льшая часть земли в Российской Федерации по-прежнему находится в государственной и муниципальной собственности. В арбитражных судах практически нет споров о плате за пользование земельными участками, находящимися в частной собственности. Вместе с тем споры, касающиеся платы за пользование государственными и муниципальными землями, составляют значительное количество в судах всех регионов Российской Федерации, и по данной категории дел имеется множество проблем, которые по-разному толкуются как землепользователями, так и судами различных инстанций.

Некоторые из этих наиболее часто встречающихся в практике Арбитражного суда Северо-Западного округа проблем будут освещены в настоящей статье.

В подпункте 7 пункта 1 статьи 1 и пункте 1 статьи 65 ЗК РФ закреплен принцип платности землепользования, в соответствии с которым формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. При этом в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог уплачивают лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения. Остальные землепользователи должны платить за пользование государственной (муниципальной) землей арендную плату. Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ предусмотрено, что если арендуемые земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, то порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.01 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137-ФЗ) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения аренд ной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ) от 17.11.11 № 73, в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.13 № 13 (далее — постановление Пленума ВАС РФ № 73), приведены разъяснения, касающиеся вопроса о том, каким образом применяются регулируемые ставки арендной платы за публичные земли применительно к договорам, заключенным до и после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ). Так, в названном пункте указано, что государственное регулирование арендной платы применяется к договору аренды, который заключен до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость такого регулирования, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.

К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т. п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.09 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее — постановление № 582).

Названным постановлением в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.11 № 697 установлено шесть основных принципов определения арендной платы за публичные земли на территории Российской Федерации: экономической обоснованности; предсказуемости расчета размера арендной платы; предельно допустимой простоты расчета арендной платы; недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки; учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности и защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; запрета необоснованных предпочтений.

Данные принципы обязательны к применению исполнительными органами Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами муниципального управления.

Следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.14 № 1120 внесен ряд значительных изменений в постановление № 582. Эти изменения вступили в силу с 1 марта 2015 года. Существенной является конкретизация принципа запрета необоснованных предпочтений. До указанной даты этот запрет заключался в том, что не может различаться порядок расчета размера арендной платы за аналогичные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Уточнения касаются следующего: эти земельные участки должны принадлежать соответствующему публично-правовому образованию.

Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации в постановлении № 582 определило предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Эти ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных ситуациях всеми публичными образованиями, за исключением случаев, когда иные ставки установлены федеральными законами. На данное обстоятельство указано в постановлениях Президиума ВАС РФ от 17.04.12 № 15837/11 и от 02.04.13 № 14902/12.

В пункте 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением № 582 (далее — Правила определения арендной платы), установлены четыре способа определения размера арендной платы за федеральные земли: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Если согласно названным Правилам арендная плата за земельный участок подлежит определению в соответствии с одним из указанных способов, то другие способы при расчете арендной платы применяться не могут, даже если стороны при заключении договора аренды публичных земель согласовали иной механизм определения арендной платы.

При рассмотрении споров, связанных со взысканием платы (арендной платы или неосновательного обогащения) за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, арбитражные суды проверяют возражения арендаторов и землепользователей, касающиеся вопроса соответствия установленных федеральным, государственным или муниципальным органом размеров платы за землю основным принципам и предельным ставкам, определенным в постановлении № 582, либо ставкам, предусмотренным соответствующими законами.

В том случае, если при рассмотрении спора о взыскании платы за пользование земельным участком или спора, касающегося правомерности расчета арендной платы, направленного арендатору, суды установят, что определенный федеральным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или муниципальным органом размер ставки арендной платы не соответствует основным принципам и предельным ставкам за аналогичные земли, указанным в постановлении № 582, плата подлежит взысканию в размере, установленном данным постановлением или федеральным законом, если таковой имеется для определенной категории земель или землепользователей.

Так, при рассмотрении дела № А66-3960/2013 по иску общества — арендатора земельного участка, находящегося в федеральной собственности и предоставленного для жилищного строительства, о признании недействительными расчетов арендной платы на 2011 и 2012 годы, определенных арендодателем — Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее — Росимущество) в Тверской области на основании отчетов о рыночной стоимости годовой арендной платы и направленных истцу, арбитражные суды трех инстанций удовлетворили иск, исходя из следующего.

Установленный постановлением № 582 принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.

Подпунктом «д» пункта 3 Правил определения арендной платы предусмотрено, что при предоставлении земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, установленном ЗК РФ, арендная плата не может превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.

Так как жилищное строительство относится к социально значимым видам деятельности, то при аренде земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, арендная плата за такие участки не может превышать размеров, установленных в подпунктах «г» и «д» пункта 3 Правил определения арендной платы, то есть 2% от кадастровой стоимости земельного участка (с учетом положений пункта 15 статьи 3 Закона № 137-ФЗ в отношении сроков строительства).

Поскольку материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок был предоставлен под жилищное строительство по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, на участке ведется строительство жилого дома, суды пришли к выводу о том, что установление после введения в действие постановления № 582 арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей жилищного строительства, исходя из рыночной стоимости земельного участка или рыночного размера годовой арендной платы на основании отчета независимого оценщика, не соответствует требованиям ЗК РФ, Закона № 137-ФЗ и постановлению № 582.

Несмотря на то что с 2005 года земельные участки для жилищного строительства подлежат предоставлению в аренду без предварительного согласования места размещения объекта и, как правило, на торгах, есть немало споров по аренде земельных участков, предоставленных для жилищного строительства до 30 декабря 2007 года по процедуре предварительного согласования места размещения объекта по правилам, предусмотренным пунктом 15 статьи 3 Закона № 137-ФЗ. Данной нормой регламентированы следующие особенности определения арендной платы за указанные земельные участки: ежегодная арендная плата устанавливается в размере не менее 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении двух лет с даты заключения договора аренды; в размере не менее 5% от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора.

Таким образом, арендная плата по договорам аренды земельных участков, заключенным по правилам пункта 15 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, должна рассчитываться в соответствии с указанными повышающими коэффициентами, если жилые дома не были введены в эксплуатацию в надлежащий срок, а не в пределах 2% от кадастровой стоимости, как указано в подпункте «д» пункта 3 Правил определения арендной платы.

При рассмотрении по делу № А21-10329/2013 иска администрации городского округа «Город Калининград», заявленного к двум обществам, о признании ничтожным условия договора от 26.06.07 аренды предоставленного для жилищного строительства земельного участка, касающегося размера арендной платы, определенного с учетом ставки арендной платы и повышающего коэффициента 0,7%, суд первой инстанции отказал в иске. Суд посчитал, что поскольку вина ответчиков в нарушении сроков строительства отсутствует, то не имеется оснований для применения расчета арендной платы по правилам пункта 15 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, на который сослался истец.

Апелляционный суд посчитал выводы суда первой инстанции ошибочными, отменил решение и признал спорное условие договора аренды недействительным как не соответствующее требованиям пункта 15 статьи 3 Закона № 137-ФЗ. Апелляционный суд указал, что поскольку на спорном земельном участке, предоставленном в аренду для жилищного строительства по правилам пункта 15 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении трех лет со дня заключения договора аренды, то применение при расчете арендной платы иных правил, нежели предусмотрено указанной нормой, то есть без применения повышающих коэффициентов, недопустимо. Суд кассационной инстанции согласился с выводами апелляционного суда.

Пунктом 31 статьи 65 ЗК РФ и пунктом 7 Правил определения аренд ной платы предусмотрено применение повышающего коэффициента при расчете арендной платы по договорам аренды публичных земель, предоставленных для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), в том случае, если по истечении трех лет с даты предоставления участка объект не введен в эксплуатацию.1 Утратил силу с 1 марта 2015 года.

В судебной практике часто возникает вопрос, вправе ли субъект Российской Федерации установить повышенный размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в его собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные для строительства нежилых объектов, если эти объекты не введены в эксплуатацию по истечении более трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка (с учетом срока, указанного в пункте 3 статьи 65 ЗК РФ).

Ответ на данный вопрос зависит от того, на каком основании и в каком порядке земельный участок предоставлен в аренду для строительства нежилых объектов.

Если земельный участок, предоставленный в аренду для строительства нежилых объектов, относится к землям, речь о которых идет в пункте 3 Правил определения арендной платы (например, по процедуре предварительного согласования места размещения объекта2), то размер арендной платы не может превышать пределов, указанных в названном пункте.2 В редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года.

В остальных случаях субъект Российской Федерации вправе установить повышенный размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в его собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории этого субъекта, предоставленные в аренду для строительства нежилых объектов, которые не введены в эксплуатацию по истечении указанного периода с даты заключения договора.

Такое право субъектов Российской Федерации основано на положениях пункта 103 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, согласно которому порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 17.07.09 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также на положениях подпункта «д» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право управлять и распоряжаться собственностью субъекта Российской Федерации.3 Утратил силу с 1 марта 2015 года.

Данный вывод сделан в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.14 № 16-АПГ14-5, которым оставлено без изменения решение Волгоградского областного суда об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2.1.5 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.11 № 469-п, установившего повышающий коэффициент при расчете арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства нежилых объектов, в случае нарушения сроков ввода таких объектов в эксплуатацию.

При рассмотрении дел № А13-12084/2013 и А13-13799/2013 по искам Комитета управления имуществом города Череповца о взыскании задолженности по арендной плате с арендаторов земельных участков, расположенных в городе Череповце и предоставленных в аренду для строительства нежилых объектов, суды трех инстанций исходили из следующих обстоятельств: спорные участки предоставлены для строительства нежилых объектов (бизнес-центра и автоцентра); доказательств того, что эти участки относятся к землям, указанным в пункте 3 Правил определения арендной платы, не представлено; поскольку нежилые объекты не введены в эксплуатацию по истечении пяти лет с момента предоставления участков в аренду для строительства, истец обоснованно применил при расчете арендной платы повышающий коэффициент 6, указанный в приложении к постановлению правительства Вологодской области от 17.12.12 № 1499 и установленный для земельных участков по истечении пяти лет с момента предоставления их для строительства.

Следует отметить, что установление указанных повышающих коэффициентов направлено на борьбу с так называемыми долгостроями, для того чтобы застройщики эффективно использовали публичные земли, предоставленные им для строительства.

Согласно подпункту «д»4 пункта 3 Правил определения арендной платы размер арендной платы за земельный участок, право аренды на который возникло в результате переоформления в соответствии с законодательством Российской Федерации, составляет 2% от кадастровой стоимости участка. При этом иной порядок определения арендной платы за указанные земли не может применяться.4 В редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года.

Соответствие указанного подпункта пункта 3 Правил определения арендной платы законодательству, имеющему бóльшую юридическую силу, а именно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», было предметом рассмотрения ВАС РФ, который решением от 16.08.13 № ВАС-3889/13 отказал в удовлетворении заявления общества о признании указанного подпункта недействующим. В обоснование своего заявления общество ссылалось на то, что оспариваемой нормой создано преимущество по размеру арендной платы для лиц, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, перед иными арендаторами, имеющими в пользовании земельные участки такой же категории и вида разрешенного использования. ВАС РФ указал, что подпункт «д» пункта 3 Правил определения арендной платы установлен на основании акта, имеющего бóльшую юридическую силу, — пункта 2 статьи 3 Закона № 137, согласно которому юридические лица, указанные в данной норме, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, при этом годовой размер арендной платы не должен превышать 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.

При рассмотрении по делу № А66-12863/2013 иска общества к Территориальному управлению Росимущества в Тверской области о признании недействительным приложения «Расчет арендной платы на 2012 год» к договору от 20.02.09 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности и застроенного производственными объектами, суд первой инстанции отказал в признании недействительным указанного расчета, которым размер арендной платы определен исходя из рыночной стоимости земельного участка. Апелляционный суд, руководствуясь статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статьей 65 ЗК РФ, разъяснениями, приведенными в пункте 16 постановления Пленума ВАС РФ № 73, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил иск по следующим основаниям. Поскольку спорный земельный участок был предоставлен правопредшественнику истца в аренду в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, то в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Правил определения арендной платы арендная плата за такой участок подлежит расчету в размере 2% от кадастровой стоимости, а не исходя из рыночной стоимости участка. Суд кассационной инстанции признал выводы апелляционного суда правильными, соответствующими нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.

Аналогичные выводы, касающиеся порядка расчета арендной платы за земельные участки, право аренды в отношении которых возникло в результате переоформления прав постоянного (бессрочного)пользования, сделаны при рассмотрении арбитражными судами трех инстанций дел № А05-1876/2013, А26-7955/2013 и А66-5723/2012.

Подпунктом «г»5 пункта 3 Правил определения арендной платы установлено, что в отношении земельного участка, ограниченного в обороте и не относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, арендная плата устанавливается в размере 1,5% от кадастровой стоимости.5 В редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года.

В пункте 5 статьи 27 ЗК РФ приведен перечень земельных участков, ограниченных в обороте. К таким землям относятся в числе прочих земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров (подпункт 76).6 В редакции, действовавшей до 22 июля 2014 года.

В пункте 5 Правил определения арендной платы указано, что арендная плата в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее — Минэкономразвития).

Между тем Минэкономразвития утвердило ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов, только приказом от 26.10.11 № 597.

Суды трех инстанций при рассмотрении дела № А56-1709/2013 по иску предприятия к Территориальному управлению Росимущества в Санкт-Петербурге о признании недействительным условия договора о расчете арендной платы за земельный участок, предоставленный для размещения объектов недвижимости, входящих в единую систему организации воздушного движения, пришли к следующим выводам: арендная плата за земли, переданные в аренду для размещения аэродромов и аэропортов, за период до утверждения ставок Минэкономразвития подлежала исчислению на основании подпункта «г» пункта 3 Правил определения арендной платы, то есть в размере 1,5% от кадастровой стоимости с учетом положений пункта 9 названных Правил. Поскольку расчет арендной платы был осуществлен ответчиком с нарушением названного нормативно-правового акта, суды признали требования истца обоснованными.

В Российской Федерации имеется значительное количество земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены трубопроводы нефти, газа и нефтепродуктов. В практике арбитражных судов не было единства по вопросу о том, к какой категории земель относятся указанные земельные участки, ограничены ли они в обороте как земли транспорта и каким образом рассчитывать за эти участки арендную плату: в соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Правил определения арендной платы как для участков, ограниченных в обороте, в размере 1,5% кадастровой стоимости или в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ как для участков, занятых линейными объектами, в размере 2% кадастровой стоимости.

При рассмотрении споров по делам № А13-18181/2011 и А13-18184/2011 между обществом и Территориальным управлением Росимущества в Вологодской области о внесении изменений в договоры аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков, предоставленных для размещения линейных объектов по транспортировке газа, арбитражный суд первой инстанции решениями от 28.09.12, оставленными без изменения постановлениями апелляционного суда от 23.11.12 и от 19.11.12, признал неправильными как довод общества о том, что арендованный участок относится к землям транспорта и ограничен в обороте, поэтому арендная плата подлежит расчету в размере 1,5% от кадастровой стоимости, так и довод Территориального управления Росимущества в Вологодской области о том, что поскольку право аренды на спорный участок, не ограниченный в обороте, возникло не в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования, то расчет арендной платы должен быть определен исходя из рыночной стоимости участка. Определяя размер арендной платы по спорным договорам, суды пришли к выводу о том, что земли, занятые объектами трубопроводного транспорта, не относятся к ограниченным в обороте; арендная плата за использование таких участков установлена пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ и не может превышать 2% кадастровой стоимости этих участков независимо от того, заключен ли договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования или нет. Кассационная инстанция оставила указанные судебные акты первой и апелляционной инстанций без изменения.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 02.04.13 № 14902/12 со схожими обстоятельствами подтверждена правомерность приведенных выводов.

Президиум ВАС РФ сформировал следующую правовую позицию.

Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ к числу ограниченных в обороте земельных участков, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, относятся земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта. Между тем собственники трубопроводов нефти, газа и нефтепродуктов являются организациями топливно-энергетического комплекса, а не организациями транспорта. Следовательно, земли, на которых расположены такие трубопроводы, не подпадают под действие подпункта 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ и не признаются ограниченными в обороте. Арендная плата за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), установлена пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, то есть непосредственно федеральным законом, и не может превышать 2% кадастровой стоимости этих участков.

Постановлением № 582 предусмотрено, что арендная плата за публичные земли может быть определена на основании кадастровой стоимости земельных участков. Во многих субъектах Российской Федерации в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов, и за земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, установлен механизм (формула) расчета арендной платы с использованием размера кадастровой стоимости или удельного показателя кадастровой стоимости. Изменение арендной платы в таких договорах возможно в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются нормативно-правовым актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации. В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.07 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов, в том числе на основании нормативного правового акта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель.

В судебной практике возник следующий вопрос: в случае утверждения региональным нормативно-правовым актом новой величины кадастровой стоимости земельных участков с какого момента арендаторы по договорам аренды земельных участков, в которых регулируемая арендная плата рассчитывается на основании кадастровой стоимости земельных участков, должны вносить арендную плату в новом размере — с момента вступления в силу нормативного правового акта об утверждении результатов кадастровой оценки земель; с момента внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости или с 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости (пункт 9 Правил определения арендной платы)?

Арбитражные суды по-разному подходили к решению приведенной проблемы.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 25.02.14 № 15534/13сформулировал следующую правовую позицию.

На основании пункта 19 постановления Пленума ВАС РФ № 73 арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом; при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.03.12 № 15117/11, стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта. При изменении одного из показателей формулы расчета арендной платы (размера кадастровой стоимости земельного участка) арендодатель вправе требовать внесения арендной платы в размере, рассчитанном с учетом данного изменения.

Таким образом, при исчислении арендной платы за участки, находящиеся в публичной собственности, новый показатель кадастровой стоимости применяется с момента вступления в силу нормативного правового акта об утверждении результатов кадастровой оценки земель, и арендатор обязан вносить арендную плату в новом размере еще до внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Суды трех инстанций рассмотрели несколько дел по искам администрации города Вологды (далее — администрация) к обществу о взыскании задолженности по арендной плате за 2013 год по договорам аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности, предоставленных для жилищного строительства (дела № А13-9457/2013, А13-9459/2013, А13-9460/2013, А13-9462/2013 и А13-9465/2013). Арендная плата по этим договорам рассчитывалась по ставке, определенной нормативным правовым актом правительства Вологодской области исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Администрация с января 2013 года рассчитала арендную плату в соответствии с условиями договоров с учетом ставки арендной платы за пользование земельным участком, установленной постановлением правительства Вологодской области от 17.12.12 № 1499 «Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год», исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной постановлением правительства Вологодской области от 30.12.09 № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области» и приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.12 № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области». Общество, возражая против заявленных требований, полагало, что поскольку нормативно-правовой акт, которым утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, вступил в действие 18 января 2013 года, то по аналогии с нормами налогового законодательства новая кадастровая стоимость должна применяться при расчете арендной платы только с 1 января 2014 года.

Арбитражные суды признали доводы общества несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права и взыскали долг по арендной плате в размере, рассчитанном администрацией. Суды, руководствуясь статьей 65 ЗК РФ, статьей 424 ГК РФ, а также разъяснениями, приведенными в пунктах 16 и 19 постановления Пленума ВАС РФ № 73, исходили из того, что размер арендной платы за земли, находящиеся в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен и определяется с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды; арендодатель по договору вправе требовать внесения арендной платы в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, без внесения изменений в договор; новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.

При этом суды указали, что в данном случае размер арендной платы по заключенным сторонами договорам рассчитывался исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением коэффициентов. В связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков арендодатель правомерно при расчете арендной платы применил новую кадастровую стоимость с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта, который определяется датой опубликования этого нормативного акта.

Следует отметить, что определениями Верховного Суда Российской Федерации обществу отказано в передаче кассационных жалоб по указанным делам для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Арбитражные суды Поволжского и Уральского округов также придерживаются вышеприведенной позиции.

В практике арбитражных судов длительное время не было единства по следующему вопросу: если арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка заключил договор купли-продажи этого участка и уплатил выкупную цену публичному собственнику (арендодателю), должен ли покупатель, несмотря на прекращение договора аренды, вносить арендную плату до момента государственной регистрации его права собственности на участок?

Ряд арбитражных судов, в том числе и Федеральные арбитражные суды Волго-Вятского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Центрального округов, придерживались позиции, согласно которой в силу статьи 414 ГК РФ после заключения договора купли-продажи арендуемого участка и полной оплаты выкупной цены изменяются основания владения и пользования этим участком, прекращаются как договор аренды этого участка, так и обязанность покупателя перечислять арендную плату.

Приведенная проблема была разрешена в постановлении Президиума ВАС РФ от 10.11.11 № 8472/11 и в пункте 7 постановления Пленума ВАС РФ № 73.

ВАС РФ, проанализировав положения подпункта 7 пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 65 ЗК РФ, в соответствии с которыми любое использование земли осуществляется за плату в виде арендной платы и земельного налога, пришел к выводу о том, что за покупателем — бывшим арендатором, который до государственной регистрации перехода права собственности на землю не является плательщиком земельного налога, сохраняется обязательство по внесению арендной платы из ранее заключенного между сторонами договора аренды, а следовательно, стороны ввиду платности землепользования не вправе установить иной момент прекращения обязанности по внесению арендной платы.

Арбитражный суд при рассмотрении дела № А56-28814/2013, руководствуясь статьей 65 ЗК РФ, статьями 309, 310, 614 ГК РФ и разъяснениями, приведенными в пункте 7 постановления Пленума ВАС РФ № 73, удовлетворил иск администрации муниципального образования и взыскал с индивидуального предпринимателя арендную плату за пользование земельным участком в период после заключения договора купли-продажи арендованного ответчиком участка до государственной регистрации права собственности покупателя на этот участок. Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение суда первой инстанции без изменения.

По делу № А66-5135/2012 арбитражные суды трех инстанций при аналогичных обстоятельствах также взыскали в пользу Территориального управления Росимущества в Тверской области с общества плату за пользование земельным участком, поскольку обязательство ответчика по внесению арендной платы прекратилось только с момента государственной регистрации его права собственности на участок. Тот факт, что между сторонами имелся спор, касающийся выкупной цены по договору купли-продажи земельного участка, не может служить основанием для освобождения общества от обязанности платить за аренду.

В том случае, если какое-либо лицо без правовых оснований пользовалось земельным участком, находящимся в публичной собственности, в силу пункта 1 статьи 65 ЗК РФ оно обязано уплатить за пользование этим участком. Длительное время не было однозначного ответа на вопросы, в каком виде и размере должна быть осуществлена плата за такое пользование, освобождается ли лицо, неосновательно пользующееся земельным участком, от уплаты собственнику земельного участка неосновательного обогащения в размере арендной платы, если оно уплатило в соответствующий бюджет денежные средства, названные таким лицом земельным налогом.

Особенно часто данные вопросы возникают в случаях, когда собственники зданий, строений и сооружений не оформляют прав на земельные участки под принадлежащими им объектами недвижимости.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.13 № 12790/13 сформулирована правовая позиция о том, что в подобных случаях имеет место фактическое пользование земельным участком, поэтому правовым основанием для взыскания с фактических пользователей земельных участков неосновательно сбереженных ими денежных средств являются статья 1102 ГК РФ и статьи 35, 36 и 65 ЗК РФ.

В названном постановлении указано следующее: установленные законодательством правила внесения платы за пользование землей исключают возможность землепользователя по собственному усмотрению определять, что именно он будет уплачивать (земельный налог, арендную плату или неосновательное обогащение), и самостоятельно выбирать управомоченное на получение этой платы лицо и ее размер; в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельного участка и не владеющие им на праве постоянного (бессрочного) пользования, не относятся к плательщикам земельного налога; неосновательное обогащение за пользование без надлежащего оформления прав земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, взыскивается в судебном порядке по искам органов, уполномоченных от имени собственника распоряжаться соответствующими землями на основании земельного законодательства.

Таким образом, с лица, пользующегося без правовых оснований публичным земельным участком, по иску уполномоченного на распоряжение таким участком государственного или муниципального органа подлежит взысканию неосновательное обогащение в размере арендных платежей, установленных в период пользования нормативными правовыми актами уполномоченных органов, регулирующих порядок исчисления арендной платы за пользование земельными участками, с учетом положений постановления № 582. При этом для удовлетворения такого иска не имеет правового значения факт перечисления ответчиком в какой-либо бюджет денежных средств, именуемых им земельным налогом.

Арбитражный суд Северо-Западного округа при рассмотрении кассационной жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее — министерство) на решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда по делу № А66-16077/2013 об отказе министерству в иске к обществу о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком, на котором расположено здание ответчика, руководствуясь вышеприведенной правовой позицией ВАС РФ, отменил названные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Суд кассационной инстанции признал неверными, не соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права выводы судов о том, что к обществу, которое приобрело у компании по договору купли-продажи от 04.06.03 здание, расположенное на спорном участке, перешло право постоянного (бессрочного) пользования участком и что, несмотря на отсутствие государственной регистрации такого права, общество должно платить земельный налог. Суд кассационной инстанции указал, что общество не относится к лицам, которым в силу статьи 20 ЗК РФ земельные участки могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования, такое право не было зарегистрировано за обществом, не является ранее возникшим и не приобретено им в порядке универсального правопреемства. Общество, как собственник объекта недвижимости, вправе пользоваться земельным участком на основании договора аренды или приватизировать его по правилам статьи 36 ЗК РФ. Поскольку общество не оформило право пользования земельным участком, министерство вправе заявить в суд требование о взыскании с ответчика неосновательно сбереженных денежных средств за фактическое пользование землей по правилам статьи 1102 ГК РФ в размере арендной платы, установленной соответствующими нормативно-правовыми актами уполномоченных органов Тверской области. Ввиду того что суды первой и апелляционной инстанций не проверяли представленный истцом расчет неосновательного обогащения, кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение.

Правомерность вышеприведенной позиции подтверждена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 14.11.14 № 305-ЭС14-442.

Уполномоченный орган государственной власти или орган муниципального управления, обращаясь в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельными участками, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) должен доказать, что ответчик приобрел или сберег за счет истца на сумму, указанную в иске, а именно: представить доказательства того, что ответчик пользуется земельным участком той площади, за которую начислено неосновательное обогащение, а также обосновать расчет со ссылкой на нормативно-правовые акты, которыми регулируется арендная плата за землю в соответствующем регионе.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда по делу № А44-4011/2013, которыми удовлетворен иск Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (далее — департамент) о взыскании с общества неосновательного обогащения в размере арендной платы, возникшего на стороне ответчика в связи с использованием без правовых оснований земельного участка площадью 21 549 кв. м, находящегося в собственности Новгородской области. Суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованными как довод департамента о том, что общество должно заплатить за пользование всем указанным участком, на котором расположены объекты недвижимости, арендуемые обществом, так и расчет неосновательного обогащения, в котором применен коэффициент использования, равный 50, установленный решением Думы Боровичского муниципального района Новгородской области от 24.11.11 № 102 «Об утверждении коэффициентов, устанавливаемых в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, определяемых для различных видов функционального использования земельных участков на 2012 год».

Суд кассационной инстанции, отменяя принятые судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, указал следующее: по смыслу статей 1102 и 1105 ГК РФ истец обязан доказать размер неосновательного обогащения, указанный в иске; между тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество использует весь спорный земельный участок и что этот участок сформирован исключительно под объектами недвижимости, арендованными обществом, с учетом площади, необходимой для их использования; суды не проверили довод общества о том, что этими объектами и с учетом площади, необходимой для их использования, занята только четвертая часть участка, а также довод о том, что в нарушение основных принципов и правил определения арендной платы при аренде публичных земельных участков, утвержденных постановлением № 582, размер платы за пользование участком, рассчитанный с применением коэффициента, равного 50, составляет 50% от кадастровой стоимости участка, что значительно выше, чем арендная плата за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и имеющие те же категории и вид разрешенного использования. Суд кассационной инстанции указал на необходимость при новом рассмотрении дать оценку приведенным доводам ответчика и установить, за какую площадь ответчик должен уплатить неосновательное обогащение и в каком размере.

Собственники объектов недвижимости, лица, имеющие в безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не оформившие надлежащим образом права на землю, по спорам о взыскании с них платы за пользование земельными участками, возражая против удовлетворения требований, часто ссылаются на то, что они должны платить только за ту часть участка, которая занята их объектами по обрезу фундамента, поскольку права на землю не оформлены.

Приведенный довод является необоснованным и противоречит положениям статей 33, 35 и 36 ЗК РФ.

Пунктом 1 статьи 367 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.7 Утратила силу с 1 марта 2015 года.

Из пункта 7 статьи 36 ЗК РФ следует, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Согласно пункту 28 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.8 Утратил силу с 1 марта 2015 года.

Таким образом, лицо, имеющее в собственности, в безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении объект недвижимости, расположенный на земельном участке, находящемся в публичной собственности, должно заплатить за пользование земельным участком, занятым объектом недвижимости, с учетом площади, необходимой для его использования.

Приведенный вывод сделан судами апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении дела № А66-10056/2012, судами трех инстанций при рассмотрении дела № А56-22275/2012, по которым с собственников объектов недвижимости была взыскана плата за пользование публичными землями, на которых эти объекты расположены.

В практике арбитражных судов Северо-Западного округа достаточно много дел, в которых уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления просили взыскать неосновательное обогащение с лиц, фактически использовавших публичные земельные участки в какой-либо деятельности не для размещения объектов недвижимости (например, для размещения автостоянки, временных торговых павильонов и т. п.).

При рассмотрении таких дел суды часто отказывали во взыскании неосновательного обогащения, поскольку истцы в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представляли надлежащих доказательств того, что именно ответчик использует участок, указанный в иске.

Так, суды трех инстанций отказали Комитету управления городским имуществом Санкт-Петербурга (далее — КУГИ) во взыскании с общества неосновательного обогащения за пользование земельным участком, на котором расположена автостоянка с ограждением (дело № А56-67299/2013). Суды указали, что представленные КУГИ акты обследования участка, составленные без привлечения ответчика и без его уведомления, не могут служить надлежащим доказательством того, что именно названное общество установило во внутри дворовой территории ворота и ограждение и что только общество использует огражденную территорию для стоянки автотранспорта.

В рамках дел № А56-66006/2013 и А56-20888/2014 рассмотрены аналогичные споры.

Большое количество споров, касающихся платы за пользование публичными земельными участками в Санкт-Петербурге, с участием КУГИ, который распоряжается такими землями и является арендодателем, ежегодно рассматривается Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области и соответственно судами апелляционной и кассационной инстанций.

Арендная плата за земельные участки на территории Санкт-Петербурга определяется на основании Закона Санкт-Петербурга от 05.12.07 № 608-119 «О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга» (далее — Закон № 608-119) и постановления правительства Санкт-Петербурга от 26.11.09 № 1379 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга» (далее — постановление № 1379).

Законом № 608-119 определена формула, по которой рассчитывается арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, и участки, расположенные в Санкт-Петербурге, право государственной собственности на которые не разграничено. Согласно данной формуле годовой размер арендной платы рассчитывается путем перемножения значений базовой ставки арендной платы и нескольких коэффициентов, в том числе коэффициента функционального использования (Кф), применяемого в соответствии с видом функционального использования земельного участка (части земельного участка).

Правительство Санкт-Петербурга постановлением № 1379 утвердило Положение о порядке определения базовых ставок и коэффициентов, используемых в Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, об особых случаях и порядке определения арендной платы (далее — Положение).

Пунктом 2.3 Положения предусмотрено, что Кф определяется в соответствии с приложением 4 к Положению для установленных этим Положением кодов функционального использования территории (Кн), по которым используется арендуемый земельный участок. Кн определяется по фактическому функциональному использованию земельного участка (части земельного участка), в том числе зданий и сооружений.

Согласно пунктам 2.7 и 2.8 Положения арендная плата за использование земельного участка рассчитывается с применением кода функционального использования территории Кн, равного 18,0 (базовая функция, любые виды деятельности, если иное функциональное использование не определено в установленном порядке), понижающие коэффициенты устанавливаются равными 1,0. Иные коды функционального назначения, понижающие корректирующие коэффициенты, или базовая ставка для особых (льготных) видов деятельности арендаторов применяются при предоставлении арендатором ведомости инвентаризации земельного участка, выполненной государственным унитарным предприятием «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (далее — ГУИОН), а также без указанной ведомости при установлении в договоре аренды при его заключении одного вида функционального использования земельного участка. Следует отметить, что размер арендной платы с применением Кн, равного 18,0, является максимальным, поскольку исключает использование понижающих коэффициентов.

Таким образом, определение Кф при расчете платы за пользование земельными участками, в отношении которых в установленном порядке заключены договоры аренды, осуществляется на основании ведомости ГУИОН и по правилам пунктов 2.7 и 2.8 Положения и не вызывает затруднений в правоприменительной практике.

Представляет определенную сложность вопрос о том, каким образом рассчитывать размер платы (неосновательного обогащения) за пользование земельными участками, которые используются без оформления прав на них.

КУГИ при обращении с исками в арбитражный суд о взыскании платы за земельные участки, используемые без правоустанавливающих документов, рассчитывает размер платы на основании Закона № 608-119 и постановления 1379 и, как правило, с применением Кн, равного 18,0.

Арбитражные суды сформировали следующий подход к рассмотрению таких споров: если КУГИ предъявляет требования к землепользователю — собственнику объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, то размер платы за участок, занятый объектом с учетом площади, необходимой для его использования, определяется с применением Кн, установленного по фактическому использованию такого объекта, подтвержденному надлежащими доказательствами; если иск предъявлен к лицу, самовольно занявшему пустующий земельный участок, функциональное использование которого не определено в установленном порядке и который может быть использован под любые виды деятельности, размер платы за такое пользование определяется с применением Кн, равного 18,0.

Так, при рассмотрении по делу № А56-80125/2013 иска КУГИ о взыскании с индивидуального предпринимателя неосновательного обогащения за пользование земельным участком, на котором расположено нежилое здание, суды трех инстанций посчитали, что иск КУГИ подлежит удовлетворению частично. Суды исходили из следующего: поскольку представленными в материалы дела документами подтверждено, что принадлежащее ответчику нежилое помещение в указанном здании используется под размещение сауны и истец не представил доказательств использования земельного участка под иные цели, при расчете неосновательного обогащения надлежит применить Кн, равный 2.1, установленный пунктом 7 приложения 4 к Положению для территорий, используемых под бытовое обслуживание населения в капитальных зданиях.

При рассмотрении иска КУГИ по делу № А56-56057/2013 о взыскании с общества неосновательного обогащения за пользование самовольно занятым земельным участком и выселении ответчика с этого участка суды трех инстанций посчитали требования КУГИ законными и обоснованными. Суды, установив, что ответчик без законных оснований использует спорный земельный участок, удовлетворили заявленные требования, исходя из представленного истцом расчета неосновательного обогащения, размер которого определен КУГИ в соответствии с Законом № 608-119 и постановлением № 1379 с применением Кн, равного 18,0, предусмотренного для земельных участков, на которых осуществляются любые виды деятельности, если иное функциональное использование не определено в установленном порядке. Суды отклонили довод ответчика о необходимости применения при расчете задолженности Кн, равного 8.1, для функции «отдых», поскольку договорные отношения между сторонами по поводу предоставления и использования спорной территории отсутствуют; земельный участок не прошел кадастровый учет, а для расчета платы за такие земельные участки пунктом 4.2.2 постановления № 1379 предусмотрено применение коэффициента местоположения, равного коэффициенту функционального использования территории для базовой функции (пункт 56 приложения 4 к Положению); надлежащих доказательств использования занимаемой территории в спорный период в целях, соответствующих Кн, равному 8.1, ответчик не представил.

В судебной практике возник вопрос о том, каким образом рассчитывать арендную плату за государственные земельные участки в Санкт-Петербурге, на которых расположены объекты, не завершенные строительством. Ответ на данный вопрос зависит от того, в каком порядке земельный участок предоставлен арендатору, в чьей собственности находится расположенный на участке объект незавершенного строительства.

Пунктом 3.1.1 приложения 1 к постановлению № 1379 регламентирован порядок определения арендной платы за земельные участки, предоставленные в соответствии с правовыми актами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга о предоставлении объектов недвижимости для проектно-изыскательских работ, проектирования, строительства, завершения строительства (реконструкции) объектов недвижимости, в отношении которых заключены договоры аренды земельных участков на инвестиционных условиях, или для завершения строительства (реконструкции) объекта недвижимости. В данном пункте предусмотрено определение арендной платы по кодам (Кн) 10.1 и 10.2 с применением понижающих коэффициентов на срок проведения проектно-изыскательских работ и на срок строительства (реконструкции) и без применения таких коэффициентов по истечении установленных соответствующим правовым актом исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга сроков.

Таким образом, пункт 3.1.1 применим только для случаев предоставления земельных участков для целей строительства, завершения строительства (реконструкции) на основании правовых актов органов государственной власти с указанием сроков строительства.

Арендная плата за земельные участки, которые предоставлены в аренду в порядке статьи 36 ЗК РФ собственникам расположенных на участках объектов незавершенного строительства, подлежит определению в соответствии с пунктом 3.1.2 приложения 1 к постановлению № 1379. Данным пунктом предусмотрено, что арендная плата за земельные участки, на которых расположены объекты незавершенного строительства, рассчитывается по кодам 10.1 и 10.2 без применения понижающего коэффициента Кс; по истечении 12 месяцев с начала срока действия договора аренды земельного участка под таким объектом при отсутствии разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом, к кодам 10.1 и 10.2 применяется повышающий коэффициент К6.

Арбитражный суд Северо-Западного округа отменил решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционного суда по делу № А56-72014/2012, в котором рассматривался иск КУГИ о взыскании с общества задолженности по арендной плате по договору от 12.07.11 аренды земельного участка и пеней за период с 01.07.12 по 31.12.12. Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела пришли к выводу о том, что, поскольку на спорном участке расположен принадлежащий обществу на праве собственности объект незавершенного строительства, арендная плата за земельный участок подлежит расчету на основании пункта 3.1.1 без применения повышающего коэффициента К6. Так как арендную плату, рассчитанную на основании данного пункта, общество к моменту рассмотрения данного дела внесло в полном размере, суды взыскали с ответчика только неустойку за просрочку платежей.

Кассационная инстанция признала приведенные выводы неверными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, отменила решение и постановление и направила дело на новое рассмотрение, указав на следующее. Согласно материалам дела спорный участок предоставлен в аренду обществу не для целей строительства или завершения строительства на основании правовых актов органов государственной власти с указанием сроков строительства, а в порядке статьи 36 ЗК РФ в связи с тем, что общество с 2004 года является собственником объекта незавершенного строительства, и для размещения данного объекта, поэтому при расчете арендной платы необходимо применять пункт 3.1.2 приложения 1 к постановлению № 1379, а не пункт 3.1.1. На необходимость применения правил пункта 3.1.2 при расчете арендной платы за спорный земельный участок указано в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.05.13 по делу № А56-7976/2012, в котором КУГИ заявил иск о взыскании с общества арендной платы по тому же договору за период с 17.03.11 по 30.06.11. Поскольку в рамках рассматриваемого дела КУГИ заявил требование о взыскании арендной платы большей частью за период после истечения 12-месячного срока со дня заключения договора аренды и разрешение на строительство в указанный период общество не получило, судам надлежало установить, имеется ли у общества долг по арендной плате, рассчитанной по правилам пункта 3.1.2 приложения к постановлению № 1379, с учетом тех платежей, которые общество осуществило в названный период.

В настоящей статье приведены примеры сложившегося в течение нескольких лет подхода кассационной инстанции при проверке законности судебных актов первой и апелляционной инстанций по вопросам платы за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности. Некоторые вопросы — например касающиеся: права арендодателей — публичных органов изменять арендную плату несколько раз в течение года в связи с неоднократным изменением нормативных правовых актов, регулирующих порядок определения платы; порядка изменения механизма расчета аренд ной платы за федеральные земли, указанные в договорах аренды, заключенных до принятия Правительством Российской Федерации постановления № 582, на способы, предусмотренные данным постановлением, — нуждаются в дополнительном изучении и обсуждении на очередном заседании Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Северо-Западного округа.

Поделиться этой статьёй в социальных сетях:

Ещё из рубрики

Арбитражный процесс
Арбитражные споры № 2 (66) 2014
Оспаривание экспертного заключения в арбитражном (гражданском) процессе
25.03.2014
Судебная практика. Анализ
Арбитражные споры № 2 (38) 2007
Обзор судебной практики взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя
02.04.2007
Самое читаемое Оспаривание экспертного заключения в арбитражном (гражданском) процессе Реформа гражданского кодекса Российской Федерации: общий комментарий новелл обязательственного права Обзор судебной практики взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя Об оспаривании наложенных в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ареста на имущество, запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества Подтверждение полномочий представителя должника (банкрота) и арбитражного управляющего в судебном заседании Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке Судебная практика по делам, связанным с корректировкой таможенной стоимости товаров, с участием таможенных органов Проблемы исполнения обязательств должника-банкрота третьим лицом или учредителем О некоторых особенностях судебных споров об исправлении реестровых ошибок Взыскание судебных расходов в разумных пределах

Чтобы сохранить список чтения

вам нужно

Войти

или

Зарегистрироваться
Наверх

Сообщение в компанию

Обратите внимание, что отправка ссылок в сообщении ограничена.

 
* — обязательное для заполнения поле

 

Получите демодоступ

На 3 дня для вас будет открыт доступ к двум последним выпускам журнала Арбитражные споры -
№ 3 (103) и № 4 (104)