Статья посвящена вопросу множественности собственников объектов нежилого фонда в аспекте определения надлежащего субъекта административной ответственности в области благоустройства. На примере конкретных судебных дел авторы статьи анализируют подходы к оценке значимых для дела обстоятельств.
Ключевые слова: бремя содержания общего имущества, надлежащий субъект административной ответственности, нарушения в области благоустройства по содержанию фасадов нежилых зданий.
Количество общественно-деловой и промышленной застройки, встроенно-пристроенных, офисных помещений, а также многофункциональность коммерческого использования недвижимого имущества, присущие мегаполису, предопределили формирование в Санкт-Петербурге многочисленных гражданско-правовых сообществ правообладателей нежилых зданий (их частей), то есть сособственников.
Согласно пункту 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом.
К общему имуществу здания относятся, в частности, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.09 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»).
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в числе прочего в издержках по содержанию и сохранению общего имущества здания.
В пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.15 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества в таком здании, подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289 и 290 ГК РФ и 44 – 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В качестве особенностей режима использования общего имущества здания могут быть, например, установлены:
— порядок проведения ремонтных работ в помещениях общего пользования;
— участие собственников помещений в расходах на содержание общего имущества.
Собственники должны договариваться о том, как использовать общее имущество здания, в том числе производить ремонт фасада здания, совместно определяя объемы, виды и стоимость ремонтно-строительных работ.
По общему правилу решение вопросов об утверждении сметы предполагаемых расходов на содержание общего имущества, включая ремонт фасада здания, принимается общим собранием собственников всех помещений в данном здании. К этому, помимо общих норм ГК РФ о бремени расходов на содержание, предписывают нормы организационного характера. ...