Статья посвящена вопросам уклонения участника закупки от заключения контракта. На примере конкретных обстоятельств показаны нюансы регулирования в данной правовой области.
Ключевые слова: контракт, аукцион, неосновательное обогащение, антимонопольный орган, реестр недобросовестных поставщиков.
В данной статье рассматриваются вопросы, возникающие в судебной практике при рассмотрении споров, связанных с уклонением участника аукциона, проводимого на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), от заключения контракта*.
Смоделируем следующую ситуацию.
Участник электронного аукциона на выполнение работ для обеспечения государственных нужд признается его победителем. Заказчик — организация, в пользу которой будут проводиться работы, направляет ему проект контракта на подписание, однако победитель аукциона в нарушение части 3 статьи 51 Закона № 44-ФЗ не подписывает контракт и не выставляет протокол разногласий.
Заказчик составляет протокол о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта, а далее направляет в антимонопольный орган обращение о включении сведений об этом участнике в реестр недобросовестных поставщиков (далее также — РНП).
Антимонопольный орган не включает победителя аукциона в названный реестр и выносит сторонам предписание — совершить действия по заключению контракта, а заказчику — создать технические условия для подписания контракта поставщиком. Заказчик создает данные условия, но поставщик вместо подписания контракта обжалует предписание антимонопольного органа в судебном порядке.
Арбитражный суд отказывает поставщику в удовлетворении заявления. В период судебного разбирательства заказчик, так и не дождавшись от поставщика подписания контракта, вновь составляет протокол о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Аналогичный протокол, составленный заказчиком ранее, отменяется им самим в целях исполнения вышеуказанного предписания антимонопольного органа. Затем заказчик повторно обращается в антимонопольный орган с заявлением о включении победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа...