В статье дается подробный анализ судебной практики по спорам, связанным с охранными обязательствами. Внимание уделено ключевым проблемам, возникающим при реализации охранных обязательств после реформы законодательства 2014 года, исследуется вопрос соответствия сложившейся практики современным задачам охраны объектов культурного наследия. В частности, изучается практика по вопросам понуждения к утверждению охранного обязательства, по спорам о признании таких обязательств недействительными, о нарушении охранных обязательств, о понуждении к их исполнению. Делается вывод о неоднозначности сложившейся судебной практики, обосновывается предпочтительность формулирования перечня необходимых работ в отдельном от охранного обязательства документе.
Ключевые слова: охранное обязательство, объект культурного наследия, предмет охраны, ограничения права собственности, астрент.
Охранное обязательство представляет собой документ, в котором содержится описание объекта культурного наследия (учетные сведения), а также указываются установленные законом и конкретизированные в самом обязательстве требования в отношении такого объекта (статья 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон об ОКН), приказ Министерства культуры Российской Федерации от 13.07.2020 № 774 «Об утверждении формы охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и порядка его подготовки и утверждения» (далее — приказ об утверждении формы охранного обязательства)).
Названные требования являются ограничениями (обременениями) прав на такие специфические объекты недвижимости, как объекты культурного наследия (статья 47.1 Закона об ОКН, статья 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)). Все требования в самом общем виде подразделяются на требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия (статья 47.3 Закона об ОКН) и требования по их сохранению (статья 47.2 Закона об ОКН).
В настоящее время согласно положениям статьи 47.6 Закона об ОКН охранные обязательства утверждаются актом органа охраны объектов культурного наследия (далее также — орган охраны) соответствующего уровня. Копия акта вместе с копией утвержденного охранного обязательства размещается на официальном сайте органа охраны, вручается собственнику объекта культурного наследия и направляется в орган регистрации прав для регистрации ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН).
Охранные обязательства не утверждаются в отношении выявленных объектов культурного наследия, достопримечательных мест, объектов культурного наследия, являющихся отдельными захоронениями, некрополями.
Приведенные выше положения законодательства явились результатом предпринятого...