В статье приводится анализ актуальной арбитражной практики и обозначаются подходы, сформированные в судах Северо-Западного округа, к разрешению споров, связанных с оплатой неучтенного потребления энергоресурсов, с учетом Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 декабря 2021 года. Обращается внимание на распределение бремени доказывания при рассмотрении данной категории дел и на особенности оценки обстоятельств конкретных споров.
Ключевые слова: неучтенное потребление, акт о неучтенном потреблении, бездоговорное потребление энергии, Обзор от 22.12.2021, пломба (знак визуального контроля), максимальная мощность энергопринимающих устройств.
Принципы организации экономических отношений, а также государственного регулирования и контроля в сфере энергоснабжения определены Федеральными законами от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике), от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении). К ним, в частности, относятся: обеспечение бесперебойного и надежного энергоснабжения потребителей, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере энергоснабжения, обеспечение доступности энергии для потребителей и защита их прав.
Государственное регулирование отношений между организациями энергетической отрасли и потребителями услуг этих организаций, как подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, призвано не только обеспечить доступность таких услуг для потребителей, нуждающихся в них, но и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности организаций — участников данных правоотношений (определение от 04.10.2012 № 1813-О).
В постановлении от 10.07.2018 № 30-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами должно основываться на вытекающих из Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 17, часть 1 статьи 19, часть 3 статьи 55) принципах определенности, справедливости и соразмерности, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников этих отношений.
В силу пункта 4 статьи 539, пунктов 1 и 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) положения об энергоснабжении распространяются на договоры снабжения через присоединенную сеть электрической, тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, если иное не...