Судебная практика по искам об оспаривании торгов (закупочных процедур) и контрактов, проведенных и заключенных в соответствии с федеральным законом от 05.04.13 № 44-ФЗ
Целью настоящей статьи является анализ изменений судебной практики (на актуальных (последних) практических примерах) по искам об оспаривании
торгов (закупочных процедур) и контрактов, проведенных и заключенных согласно
требованиям Федерального закона
от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе),
с учетом пункта 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о
контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации
28 июня 2017 года (далее — Обзор).
§ История вопроса
Формирование судебной
практики по данному
вопросу началось
давно, еще в период действия
Федерального закона от 06.05.99
№ 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных нужд» (действовал до 1 января
2006 года; далее — Закон № 97-ФЗ),
затем продолжилось при Федеральном законе
от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд» (действовал с 1 января
2006 года до 1 января 2014 года; далее — Закон № 94-ФЗ) и
действующем ныне Законе о контрактной
системе. В последние годы оно во многом опиралось на подходы, отраженные в информационном письме Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.05 № 101 «Обзор практики
рассмотрения споров, связанных с признанием
недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства».
Принципиальной в связи с этим является оценка
результатов торгов (ввиду пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее — ГК РФ) как оспоримых, а не ничтожных сделок. В силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ (в
редакции, действовавшей до 1 июня 2015 года)
торги, проведенные с нарушением правил,
установленных законом,
могут быть признаны
судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание
торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).
Сделки,
заключенные на торгах в порядке процедур, предусмотренных Законом № 94-ФЗ и Законом о контрактной системе,
в большинстве случаев оценивались судами
как оспоримые, а иски об оспаривании торгов и их результатов воспринимались как направленные на
восстановление гражданских прав, как способ защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ).
С учетом
упомянутого выше информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 22.12.05 № 101 основанием для
удовлетворения такого иска считались в совокупности следующие обстоятельства:
- существенный характер нарушений при организации и проведении
торгов и влияние
таких нарушений на результат торгов;
- истец доказал не просто свое участие в проведенных...
Поделиться этой статьёй в социальных сетях: