Необходимость достижения ключевых показателей развития конкуренции в субъектах Российской Федерации следует из Указа Президента Российской Федерации от 21.12.17 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»1, утвердившего Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, и Перечня поручений Президента Российской Федерации № Пр-817ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 5 апреля 2018 года. 1 Здесь и далее все ссылки на российские нормативно-правовые акты и их проекты приводятся по СПС «КонсультантПлюс».
Пункт 2.1 Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. (утверждена Президиумом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) 3 июля 2013 года) в качестве меры по развитию и совершенствованию институтов, предупреждающих правонарушения в сфере антимонопольного законодательства, называет разработку и внедрение на законодательном уровне норм, стимулирующих внедрение систем комплаенса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства).
Одним из средств решения указанной цели в соответствии с Планом деятельности Федеральной антимонопольной службы на 2019-2024 годы (утвержден руководителем ФАС России 7 февраля 2019 года) выступает оказание содействия субъектам Российской Федерации в реализации мер по профилактике нарушений антимонопольного законодательства, результатом чего будет повышение эффективности внедрения комплаенса.
В Федеральном законе от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»2 (далее — Закон о защите конкуренции) понятие антимонопольного комплаенса не содержится, и разработанный ФАС России проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — проект о внесении изменений в Закон о защите конкуренции) свидетельствует скорее о необходимости дискуссии о содержании данного института, чем о его готовности к практическому внедрению. 2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3434.
Комплаенс (англ. compliance — согласие, соответствие; производное от глагола to comply — исполнять) означает действие в соответствии с запросом или указанием, повиновение, что отражает содержательную часть комплаенса в его широком смысле и позволяет применять данный термин в различных сферах.
Так, в сфере медицины комплаенс означает согласие пациента (или врача) на рекомендуемый курс лечения, в психологии — положительный отклик на просьбу других лиц, в производстве — соблюдение правил технологического процесса, выявление и своевременное устранение неисправностей и дефектов, в аудите — независимую систему внешнего подтверждения соответствия осуществляемой хозяйствующим субъектом деятельности установленным требованиям.
В указанных сферах несоблюдение подобного рода...