В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) деловая репутация отнесена к категории нематериальных благ, которые принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, являются неотчуждаемыми и непередаваемыми.
Статья 152 ГК РФ предусматривает защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространения порочащих и (или) не соответствующих действительности сведений. Согласно пункту 11 статьи 152 ГК РФ правила этой статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.
Ни статья 150 ГК РФ, ни статья 152 ГК РФ не содержат упоминания о том, что деловую репутацию могут иметь и защищать органы государственной власти и местного самоуправления, публично-правовые образования. Обладают ли указанные публичные субъекты деловой репутацией и возможностью ее гражданско-правовой защиты?
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу бюджетного законодательства на органы государственной власти и местного самоуправления распространяются положения о таком виде юридических лиц, как казенные учреждения (пункт 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Иными словами, анализ норм гражданского и бюджетного законодательства показывает, что органы государственной власти и местного самоуправления в соответствующих правоотношениях приравнены к конкретному виду юридических лиц (казенным учреждениям), а раз так, то на них в силу пункта 11 статьи 152 ГК РФ распространяются правила статьи 152 ГК РФ о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда.
Многое зависит и от того, что понимать под деловой репутацией. В узком смысле деловая репутация — это мнение, некий образ на основании оценки предпринимательской, коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов. Так, например, Е. А. Ковалёв и В. Д. Шевчук полагают, что понятие «деловая репутация» введено для защиты нематериальных прав юридических лиц и граждан, выступающих субъектами хозяйственных отношений 1. По мнению В. Д. Костюка, «деловая репутация распространяется только на физические и юридические лица — субъекты коммерческой, предпринимательской деятельности, участники делового, торгового оборота»2. 1 Ковалёв Е. А., Шевчук...