В Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее – Закон № 44-ФЗ) довольно часто вносятся изменения, в связи с чем возникает вопрос о моменте, определяющем применение к конкретной закупочной процедуре законодательства о контрактной системе в определенной редакции. 1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.
Частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Пункт 1 статьи 4 ГК РФ устанавливает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
При принятии Закона № 44-ФЗ (в целях отграничения от ранее действовавшего Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») часть 1 статьи 112 определила момент, с наступлением которого связано применение его норм, – первое публичное размещение юридически значимой информации о начале процедуры закупки: закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, 1) извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо 2) приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу данного федерального закона.
Представляется недопустимым распространять вновь принятые нормы права, устанавливающие отличающиеся от существовавших ранее норм правила поведения, на существующие отношения, в связи с чем момент отсечения «старого» законодательства, определяемый первым публичным размещением юридически значимой информации о начале процедуры закупки, в наибольшей степени учитывает баланс интересов всех участников процедур закупки.
С одной стороны, к этому моменту участники закупки не успели бы совершить действия и понести затраты, связанные с приготовлением к участию в процедурах закупки. С другой стороны, усилия и затраты, совершенные публичным заказчиком, хотя и имеют стоимостную оценку, но по логике закупочных процедур не должны получить существенное выражение.
Административная и судебная практика демонстрирует применение подобного подхода и к тем ситуациям, когда имеет место изменение правового регулирования как на уровне законодательства, так и подзаконных нормативных актов.
Применение норм Закона № 44-ФЗ определяется ...