В статье рассмотрены конкретные примеры из судебной практики по спорам в сфере государственного оборонного заказа, связанным с применением специальных норм Федерального закона от 29.12.12 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в их соотношении с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, обусловленным принятием в 2021 году и вступлением в силу ряда поправок, внесенных в названный закон.
Ключевые слова: ГОЗ, Закон № 275-ФЗ, оборонный заказ, финансирование ГОЗ, военные представительства, отдельный счет.
Данная статья подготовлена на основе арбитражных дел по спорам в сфере государственного оборонного заказа (далее также — ГОЗ), рассмотренных Арбитражным судом Северо-Западного округа (далее — АС СЗО) в 2020–2021 годах, с целью определения проблем в судебной практике и ее корректировки для обеспечения законности при проведении закупочной деятельности и исполнении Федерального закона от 29.12.12 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон № 275-ФЗ).
Актуальность анализа практики за указанный период обусловлена принятием в 2021 году и вступлением в силу ряда поправок, касающихся правил предоставления обеспечения контракта, контроля ГОЗ, составления документов исполнителей:
-
— внесенными поправками из Закона № 275-ФЗ исключены избыточные требования к документам, которые передаются, чтобы составить распоряжения о списании денег с отдельного счета, открытого для расчетов по ГОЗ, например, идентификатор контракта в документах можно не указывать (часть 2.1 статьи 8.5 Закона № 275-ФЗ). Также допускается закрытие отдельного счета исполнителем после выполнения всех обязательств по контракту, но до завершения государственного контракта;
-
— для выполнения локальных производственных потребностей исполнители смогут переводить денежные средства с отдельных на расчетные счета;
-
— законодательство о ГОЗ дополнено положением, согласно которому правительство для обеспечения и стимулирования выполнения ГОЗ вправе в числе прочих мер устанавливать порядок организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники (пункт 10 статьи 12 Закона № 275-ФЗ); больше не требуется обеспечение контракта на создание, поставку, ремонт, модернизацию, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе космической техники и объектов космической инфраструктуры, для которых проводится не только банковское, но и казначейское сопровождение (часть 2.1 статьи 6 Закона № 275-ФЗ);
-
— скорректировано положение о контроле в сфере ГОЗ, добавлены новые нормы о полномочиях контролирующего органа, включающие право требования от хозяйствующего субъекта прекращения действий (бездействия), в которых есть признаки нарушения законодательства...