Предметом исследования настоящей статьи является выделяемый рядом современных авторов принцип разумности, его соотношение с общепризнанными принципами гражданского процессуального права и с позицией Н. А. Чечиной. Отдельное внимание уделяется изучению правовой природы категории разумного срока, анализируется каждое упоминание разумности в тексте Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оценивается стремление отдельных ученых внести изменения в систему принципов гражданского процесса.
Ключевые слова: принципы гражданского процесса, критерии, разумность, разумный срок, система принципов гражданского процесса.
«Идея — это точка отправления и ничего более», — считал Пабло Пикассо. С одной стороны, вряд ли возможно в полной мере согласиться с великим художником в той части, в которой он ограничивает значение идеи, и в то же время бессмысленно возражать против ее восприятия в качестве своеобразного начала системы координат, отправной точки. Идея представляет собой тот базис, на котором зиждется человеческое познание, и, пожалуй, не будет преувеличением заявление о том, что именно в контексте освоения той или иной отрасли права проявляется не только теоретическая ценность, но и практическая значимость не теоремы, не предустановленных законов физики, а созданной человеком руководящей идеи — правового принципа.
Переоценить роль принципов права едва ли возможно, однако означает ли это, что в действующем законодательстве, в частности в законодательстве гражданском процессуальном, их должно быть как можно больше? В некоторых сравнительно недавних работах прослеживается стремление авторов выделить новые принципы, расширить уже существующую систему и доказать необходимость изменения законодательного регулирования в части основных положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).
Главная задача настоящей статьи состоит в оценке целесообразности подобного подхода на примере принципа разумности, описываемого рядом ученых и подлежащего рассмотрению сквозь призму определения, данного Н. А. Чечиной в работе «Принципы советского гражданского процессуального права и их нормативное закрепление»1. Стоит учесть и тот факт, что в советской доктрине гражданского процессуального права не существовало даже намека на консенсус относительно дефиниции принципа гражданского процессуального права2, а в настоящее время проблема дифференциации представлений о фундаментальных началах фактически утратила свою актуальность именно благодаря трудам Н. А. Чечиной, в частности благодаря названной выше работе: все больше современных исследователей воспринимают ее в качестве эталона3.
Прежде всего следует отметить, что система принципов гражданского процессуального права не является сугубо статичной, однако ее содержание не должно изменяться сиюминутно и произвольно, иное лишило бы смысла существование такой системы, о чем стоит помнить при желании включить в нее новые руководящие...