В статье приводится анализ арбитражной практики по спорам, возникающим из договорных отношений, напрямую или опосредованно затронутых принятыми ограничительными мерами. Авторы исследуют судебные акты в сравнительном аспекте за два периода: до и после 2022 года. Выявлено, что в целом предметы споров аналогичны, за незначительными отличиями. Несмотря на сохраняющиеся схожесть аргументации спорящих сторон и подходы судов, можно заметить увеличение количества случаев, когда суды встают на сторону должников, пострадавших из-за внешнеэкономических ограничений.
Ключевые слова: ограничительные меры, сверхимперативные нормы, публичный порядок, форс-мажор, существенное изменение обстоятельств, антиисковой запрет.
Введение
Введение внешнеэкономических ограничений в отношении России неизбежно повлияло на формирование судебной практики по спорам, так или иначе связанным с иностранным элементом.
В связи с этим одним из важнейших является вопрос о сущности санкций с точки зрения международного и российского права. В последнее десятилетие заметное внимание стало уделяться терминологической проблеме понятия «санкции».
Например, отмечается, что длительное время этот термин рассматривался как обозначение коллективной реакции государств в рамках Организации Объединенный Наций (ООН) на нарушение международного права. При этом экономические санкции анализировались через призму принудительных мер, принимаемых по решению Совета Безопасности ООН (СБ ООН). Что же касается односторонних экстерриториальных мер принуждения, применяемых отдельными государствами при отсутствии решения об этом СБ ООН, то таковые объявлялись нелегитимными, не соответствующими международному праву и Уставу ООН и, следовательно, не подпадающими под категорию «санкции»1.
Между тем в пункте 2 Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета (принята резолюцией 2131 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1965 года) сказано: «Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер иного характера для принуждения другого государства подчинить осуществление его суверенных прав или для получения от него каких бы то ни было преимуществ». Аналогичное положение содержится и в статье 32 Хартии экономических прав и обязанностей государств (принята резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 года).
Принцип невмешательства во внутренние дела государств, в том числе недопустимость применять, поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого преимуществ, был закреплен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами...