Уже более трех лет действует новый Федеральный закон от 29.12.15 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон об арбитраже), пришедший на смену Федеральному закону от 24.07.02 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Закон о третейских судах). В связи с вступлением в силу Закона об арбитраже внесены существенные изменения в ряд иных федеральных законов, в том числе приняты новые редакции глав Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о порядке осуществления контроля за решениями третейских судов.
Законодательство о третейских судах настолько обновилось, что новеллы правового регулирования получили название третейской (арбитражной) реформы.
Основным направлением реформы стало введение разрешительного порядка создания третейских судов. На смену постоянно действующим третейским судам, не имевшим организационно-правовой формы юридического лица, пришли постоянно действующие арбитражные учреждения (далее — арбитражные учреждения) — подразделения некоммерческих организаций, выполняющие на постоянной основе функции по администрированию арбитража. По новому закону право на осуществление названной функции предоставляется актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принимаемым в установленном им порядке, на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства о предоставлении права на осуществление функций арбитражного учреждения. Исключение составили Международный коммерческий арбитражный суд (далее — МКАС) и Морская арбитражная комиссия (далее — МАК) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее — ТПП РФ), которым это право предоставлено в соответствии с частью 1 статьи 44 Закона об арбитраже.
Результатом стало ограничение количества третейских судов (на сегодняшний день в России действуют пять арбитражных учреждений1, тогда как до реформы насчитывалось более 300 постоянно действующих третейских судов2) и постепенное снижение количества споров, вытекающих из деятельности третейских судов, в производстве компетентных арбитражных государственных судов (далее — компетентные суды). Так, Арбитражным судом Северо-Западного округа в порядке кассационного производства в 2015 году рассмотрено 62 дела о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов и 17 дел об оспаривании третейских решений, в 2016 году — 77 дел о выдаче исполнительных листов и 14 дел об оспаривании, в 2017 году — 56 и 9 дел соответственно, в 2018 году — 33 и 12 дел, в 2019 году — 5 и 2 дела. Согласно статистическим данным о работе федеральных арбитражных судов в Российской Федерации аналогичная тенденция за последние годы прослеживается в судах первой и кассационной инстанций всех округов3. 1 URL: https://minjust.ru/ru/deyatelnost-v-sferetreteyskogo-razbiratelstva/deponirovannye-pravila-arbitrazha (дата обращения: 20.02.20)....