Равенство прав всех государств прокладывать и использовать магистральные трубопроводы и кабели в международном морском праве вытекает из принципа свободы открытого моря. Уже со второй половины XVIII века принцип свободы открытого моря получил широкое применение в практике государств и в международных договорах, воплотив в себе такие основные начала международного права, как равноправие, уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела1. 1 Лопатин М. Л. Международные проливы и каналы: правовые вопросы. М. 1985. С. 9—10.
Право всех государств свободно прокладывать подводные кабели и трубопроводы, закрепленное в статье 2 Конвенции 1958 года об открытом море в качестве составной части свободы открытого моря2, нашло свое подтверждение в пункте 1 статьи 87 Конвенции ООН по морскому праву3. 2 Конвенция об открытом море 1958 г. (статья 2)/Ведомости ВС СССР, 16.11.62, No 46, ст. 457. КонсультантПлюс:Международное Право,б/н — 5307. 3 Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (пункт 1 статьи 87) / Собрание законодательства РФ, 1997, No 48, ст. 5493. КонсультантПлюс:Международное Право, б/н — 15680.
Право на свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов регулируется статьями 112—115 Конвенции и, как указано в статье 87, с соблюдением части VI «Континентальный шельф». Положения статей 112—115 касаются осуществления этого права за пределами континентального шельфа. В соответствии с принципом свободы равному праву каждого государства прокладывать коммуникации по дну открытого моря за пределами континентального шельфа соответствует юридическая обязанность не создавать помех другим государствам в осуществлении свобод открытого моря: все государства имеют право прокладывать по дну открытого моря за пределами континентального шельфа подводные кабели и трубопроводы, учитывая уже проложенные коммуникации.
Не должны ухудшаться возможности ремонта существующих коммуникаций; каждое государство принимает правила, предусматривающие наказуемость разрыва или повреждения коммуникации в открытом море судном под его флагом или лицом под его юрисдикцией, кроме случаев, когда повреждения причиняются лицами, действующими с правомерной целью спасения жизни или судов. В случае причинения разрыва или повреждения другого кабеля или трубопровода лицом, которому принадлежит трубопровод в открытом море, указанное лицо несет расходы по ремонту; каждое государство принимает необходимые правила, чтобы владельцы судов, пожертвовавшие оборудованием во избежание повреждения подводного кабеля или трубопровода, могли получить возмещение при условии, что ими предварительно были приняты все разумные меры предосторожности (статьи 112—115 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.).
Прокладка подводных кабелей за пределами территориальных вод также регулируется действующей Конвенцией по охранению подводных телеграфных кабелей 1884 г. Несмотря на технический прогресс, охрана подводных кабелей все еще имеет значение. Поэтому повреждения подводного кабеля, произведенные умышленно или по преступной оплошности, подлежат наказанию независимо от гражданского иска о вознаграждении издержек и убытков4. 4 Международная конвенция по охранению подводных телеграфных кабелей 1884 г. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. Отдел второй. 1 ноября 1926 г. No 31. Ст. 190. КонсультантПлюс:Международное Право, б/н — 15054.
В Российской Федерации в настоящее время действуют федеральные законы, которые фактически повторяют основные положения Конвенции 1982 г.: Федеральный закон от 17.12.98 No 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»5, Федеральный закон от 30.11.95 No 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»6, Федеральный закон от 31.07.98 No 155-ФЗ «О внутренних морских водах, прилежащей зоне и территориальном море РФ»7. 5 Собрание законодательства РФ, 1998, No 51, ст. 6273. КонсультантПлюс:Версия Проф, б/н — 54487. 6 Собрание законодательства РФ, 1995, No 49, ст. 4694. КонсультантПлюс:Версия Проф, б/н — 53315. 7 Собрание законодательства РФ, 1998, No 31, ст. 3833. КонсультантПлюс:Версия Проф, б/н — 49196.
Так как экономическая зона является особой частью открытого моря, в которой сделаны исключения в пользу прибрежных государств для обеспечения права разрабатывать экономические ресурсы, то статья 6 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» устанавливает основные права иностранных государств в экономической зоне Российской Федерации: все государства пользуются свободами, перечисленными в Конвенции 1982 г., а также другими правомерными видами использования моря, относящимися к этим свободам. Эти свободы осуществляются при условии соблюдения федерального законодательства и международных договоров Российской Федерации, а также при условии обеспечения защиты и сохранения морской среды, ресурсов экономической зоны (статья 6 Федерального закона от 17.12.98 No 191). В статье 5 в перечне прав РФ в экономической зоне называется право осуществлять юрисдикцию в отношении прокладки и эксплуатации подводных коммуникаций РФ (статья 5 указанного Закона).
Прокладка подводных кабелей и трубопроводов иностранных государств в исключительной экономической зоне осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации», в котором устанавливается, что Россия, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав других государств, признаваемых международным правом. Статья 6 этого же Закона устанавливает компетенцию федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе.
Регулирование свободы прокладывать трубопроводы и кабели на шельфе осуществляется в соответствии со статьей 79 Конвенции 1982 г. Причем на континентальном шельфе на определение трассы для таких трубопроводов необходимо согласие прибрежного государства. Но такое согласие требуется не для осуществления самого права, а только для определения трассы. Более того, при условии соблюдения права прибрежного государства принимать меры для разведки шельфа и разработки ресурсов, защиты от загрязнения от трубопроводов прибрежное государство «не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности таких коммуникаций» (статья 79 Конвенции 1982 г.). Поэтому в принципе осуществление этого права на континентальном шельфе является аспектом свободы открытого моря, а не частью режима континентального шельфа.
Права прибрежного государства в территориальном море являются следствием его суверенитета над этим пространством. Деятельность иностранных государств в территориальном море может иметь место с согласия прибрежного государства и под его исключительным контролем. Свободы открытого моря для остальных государств не действуют. Применению подлежит законодательство прибрежного государства. Однако объем прав, осуществляемых прибрежным государством в территориальном море, является менее полным, чем объем суверенных прав, которыми государство пользуется в своих внутренних водах. Суверенитет территориального моря осуществляется с соблюдением норм международного права, в первую очередь Конвенции 1982 года.
Кроме того, из суверенных прав территориального моря допускается на законном основании одно исключение — право мирного прохода иностранных судов8, если только ими не нарушается безопасность прибрежного государства (статья 19 Конвенции ООН по морскому праву). Конвенция предоставляет прибрежному государству право регулировать мирный проход. Пункт 1 статьи 21 это право определяет следующим образом: «Прибрежное государство может принимать в соответствии с международным правом законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море с целью защиты коммуникаций, навигационных средств, сохранения окружающей среды и т. д., однако не должно предъявлять к иностранным судам требования, которые сводятся к нарушению их права мирного прохода (пункт 1 «а» и «б» статьи 249). 8 Молодцов С. В. Правовой режим морских вод. М. 1982. С. 43. 9 Там же. С. 47—51.
Внутренние морские воды относятся к категории пространств, которые входят в состав государственной территории и имеют национально-правовой режим, что подтверждается Конвенцией ООН 1982 г. (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 8). Режим их использования определяется исключительно национальным законодательством, за исключением случаев, когда вопрос урегулирован международным соглашением.
В регулировании отношений, возникающих при транспортировке продукции трубопроводами за пределы таможенной территории, при транзите продукции через сухопутную территорию Российской Федерации и внутренние воды, особая роль отводится договорам с экономическими партнерами, прежде всего странами СНГ.
За исторически короткий период времени в СССР была создана уникальная по протяженности и производительности система магистральных трубопроводов, которая является одним из важнейших факторов экономической интеграции государств СНГ. Приоритетными направлениями сотрудничества являются прокладка газопроводов и нефтепроводов в морских акваториях, повышение надежности действующих систем трубопроводного транспорта, создание единого нормативно-технического пространства стран СНГ, гармонизация стандартов и технических норм со стандартами промышленно развитых стран (Международная программа «Высоконадежный трубопроводный транспорт», утвержденная. Решением глав правительств СНГ от 8 октября 1999 г.10). 10 Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ,No 3(33). С. 94. КонсультантПлюс:Международное Право, б/н — 6759.
В рамках СНГ были подписаны ряд соглашений, в том числе Соглашение о проведении согласованной политики в области транзита нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (Москва, 12 апреля 1996 г.)11. Во исполнение условий договора стороны обязались принимать меры по обеспечению свободного транзита через территории своих государств. Стороны также обязались не принимать в одностороннем порядке решений, влекущих ухудшение условий транзита. 11 Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ,No 2, 1996. КонсультантПлюс:Международное Право, б/н — 1617.
Ряд договоров (Соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта12, Соглашение между Правительством Украины и РФ по экспорту российского природного газа в Украину и его транзиту через территорию Украины в европейские страны13 и др.) регулируют двусторонние отношения по эксплуатации трубопроводного транспорта. 12 Бюллетень международных договоров, No 8, 1993. КонсультантПлюс:Международное Право, б/н —440. 13 Бюллетень международных договоров, No 4, 1995. КонсультантПлюс:Международное Право, б/н —1583.
В национальном законодательстве существует пробел в правовом регулировании функционирования трубопроводного транспорта в связи с отсутствием специального законодательного акта. Поэтому в настоящее время готовится к принятию во втором чтении проект Федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте в Российской Федерации», предметом регулирования которого будут правоотношения, возникающие при создании, функционировании, развитии и ликвидации магистрального трубопроводного транспорта.