Пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает исключительное право на приобретение земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В контексте взыскания убытков с государственных органов представляется интересной ситуация, когда арендатор земельного участка, обладающий исключительным правом на его приобретение в собственность (далее – арендатор), обращается в уполномоченный орган с заявлением о таком предоставлении, а последний ему незаконно отказывает. Впоследствии такой отказ признается судом недействительным. Стороны заключают договор, арендатор регистрирует право собственности на земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 17.11.11 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – постановление Пленума ВАС РФ № 73) публично-правовое образование не уплачивает земельный налог, и в случае, если оно выступает продавцом (арендодателем) земельного участка, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 и статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации до государственной регистрации перехода права собственности на землю обязательство по внесению арендной платы из ранее заключенного между сторонами договора аренды сохраняется. (Правило, содержащееся в пункте 7 постановления Пленума ВАС РФ № 73, активно воспринято судебной практикой, однако с правовой точки зрения не носит бесспорный характер. В данной статье не рассматривается обоснованность указанного разъяснения 1. – Прим. авт.) 1 Позиции относительно обоснованности указанного пункта см., например: Поветкина Е. Л., Церковников М. А. Комментарий к постановлению Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» // Вестник ВАС РФ. 2012. № 2. С. 78–101; Никифорова Е. Между правом и землей // ЭЖ-Юрист. 2012. № 8. С. 9; Тютин Д. В. Налоговое право: курс лекций // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
Вышеуказанная позиция была выработана Президиумом ВАС РФ в постановлении от 10.11.11 № 8472/11.
В рамках рассмотренного спора между арендатором и публичным субъектом был заключен договор купли-продажи земельного участка, покупатель длительный период времени не регистрировал право собственности, как следствие – не платил земельный налог и не вносил арендную плату. Уполномоченный орган обратился в суд с требованием о взыскании арендной платы, и его требование было удовлетворено судом первой инстанции. Дело дошло до ВАС РФ, и он со ссылкой на платность землепользования оставил в силе решение суда первой инстанции.
Таким образом, изначально эта позиция появилась как реакция на злоупотребления со стороны покупателей земельных участков из государственной или муниципальной собственности, которые после ...