В Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее – Закон № 44-ФЗ) довольно часто вносятся изменения, в связи с чем возникает вопрос о моменте, определяющем применение к конкретной закупочной процедуре законодательства о контрактной системе в определенной редакции. 1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.
Частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Пункт 1 статьи 4 ГК РФ устанавливает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
При принятии Закона № 44-ФЗ (в целях отграничения от ранее действовавшего Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») часть 1 статьи 112 определила момент, с наступлением которого связано применение его норм, – первое публичное размещение юридически значимой информации о начале процедуры закупки: закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, 1) извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо 2) приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу данного федерального закона.
Представляется недопустимым распространять вновь принятые нормы права, устанавливающие отличающиеся от существовавших ранее норм правила поведения, на существующие отношения, в связи с чем момент отсечения «старого» законодательства, определяемый первым публичным размещением юридически значимой информации о начале процедуры закупки, в наибольшей степени учитывает баланс интересов всех участников процедур закупки.
С одной стороны, к этому моменту участники закупки не успели бы совершить действия и понести затраты, связанные с приготовлением к участию в процедурах закупки. С другой стороны, усилия и затраты, совершенные публичным заказчиком, хотя и имеют стоимостную оценку, но по логике закупочных процедур не должны получить существенное выражение.
Административная и судебная практика демонстрирует применение подобного подхода и к тем ситуациям, когда имеет место изменение правового регулирования как на уровне законодательства, так и подзаконных нормативных актов.
Применение норм Закона № 44-ФЗ определяется датой опубликования на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона и документации о нем.
Если информация об электронном аукционе была опубликована на официальном сайте единой информационной системы 27.07.18, то нормы Федерального закона от 03.08.18 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»2, который вступил в силу с 3 августа 2018 года, не будут распространять свое влияние на положения документации, опубликованной до вступления в силу вышеуказанного закона (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 24.09.18 № 1107/183). 2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 32 (часть I). Ст. 5096. 3 Здесь и далее материалы правоприменительной практики приведены из СПС «КонсультантПлюс».
Согласно части 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации&о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Соответственно, корректным будет публикация не информации об аукционе, что порождает неопределенность в правоприменении, а опубликование предусмотренного законодательством о контрактной системе юридически значимого извещения о проведении электронного аукциона (решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 31.01.14 № 04-02/824, от 14.01.13 № 04-02/223).
Подзаконные нормативные правовые акты (постановления Правительства Российской Федерации), устанавливающие требования к участникам закупки и предоставляемым ими документам, применяются к отношениям сторон, возникшим после вступления их в силу.
Частью 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Соответствующие положения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.18 № 440 «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов»4 (далее – постановление № 440), вступили в силу с 1 июня 2018 года. 4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 17. Ст. 2484.
Поскольку документация и извещение о проведении аукциона размещены заказчиком в единую информационную систему 30.05.18, то есть до даты вступления в силу постановления № 440, требования к банковским гарантиям, устанавливаемые указанным постановлением, не подлежат применению (решение Федеральной антимонопольной службы от 06.06.18 по делу № 18/44/105/626).
Определяющим здесь является момент, с наступлением которого потенциальные участники закупок могли получить информацию о грядущих закупках.
Общеправовой принцип действия законодательства во времени предполагает запрет на придание ретроспективного значения вновь принимаемым правовым нормам, ухудшающим положение участников правоотношения, в том числе вводящим новые требования, изменяющим процедуры участия в закупках и исполнения контракта.
Но представляется также неверным допускать применение на будущее новых положений законодательства о контрактной системе, улучшающих положение участников правоотношения.
Поскольку целью участников закупочных процедур является заключение государственного или муниципального контракта, к которому в дополнение к законодательству о контрактной системе применимы нормы гражданского законодательства, исходя из принципа правовой определенности в этом случае следует руководствоваться пунктом 2 статьи 422 ГК РФ (подходящим скорее с точки зрения достижения целей правового регулирования, чем по аналогии): если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Существует законодательный запрет, адресованный сторонам контракта, на изменение его условий и обеспечение тем самым его неизменности, что идейно лежит в русле пункта 2 статьи 422 ГК РФ.
Согласно статье 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов (пункт 3 статьи 448 ГК РФ).
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона № 44-ФЗ.
Как отмечается в судебной практике, сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в публично объявленном виде, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, с тем чтобы исключить случаи обхода закона – искусственного ограничения конкуренции при проведении закупок и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.19 № 302-ЭС18-23244 по делу № А19-28328/2017).
Действующее законодательство не предусматривает возможность изменения условий уже заключенного контракта в части сроков выполнения работ (постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.06.18, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.09.18 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.19 № 302-ЭС18-23244 по делу № А19-28328/2017; постановления Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.15 по делу № А60-1888/2015, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.02.19 по делу № А19-13162/2018, Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.18 по делу № А40-99932/18, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.18 по делу № А05-16628/2017 и от 12.12.17 по делу № А66-8017/2017 и др.), изменения цены контракта (постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.17, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.03.18 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.18 № 308-ЭС18-8998 по делу № А20-4191/2016; постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.09.16 по делу № А46-9147/2015 и др.).
Вместе с тем отсутствует прямая норма, направленная на сохранение условий будущего контракта после первого публичного размещения юридически значимой информации о начале процедуры закупки. Применение пункта 2 статьи 422 ГК РФ по аналогии также невозможно, поскольку в нем речь идет об уже заключенном договоре.
Законодательство о контрактной системе при его изменении следует применять в редакции, действующей не на момент заключения контракта, а на момент первого публичного размещения юридически значимой информации о начале процедуры закупки, поскольку в этом случае размещается как сама информация о закупке, так и определяются те условия, на которых возможно заключение контракта в будущем.
Заключение договора путем конкурентного отбора контрагента не ограничивается Законом № 44-ФЗ, в связи с чем видится целесообразным дополнить статью 422 ГК РФ пунктом 3 следующего содержания: «Если после первого публичного размещения извещения о проведении торгов (пункт 3 статьи 448 ГК РФ) принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при размещении извещения о проведении торгов, объявленные условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее размещенных извещений о проведении торгов».
Однако в рамках контрактной системы на отношения сторон оказывает влияние не только закон (под которым по смыслу пункта 2 статьи 3 ГК РФ понимаются ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы), но и иные нормативные правовые акты, перечисленные в статье 2 Закона № 44-ФЗ, в связи с чем предлагается дополнить ее частью 5 следующего содержания: «Если после размещения извещения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо приглашения об участии в них принят нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при размещении извещения либо приглашения, объявленные условия контракта сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее размещенных извещения или приглашения».
Динамика закупочных процедур предполагает несколько этапов:
- организация закупочных процедур (от принятия решения о необходимости проведения закупки до момента завершения подготовки требуемой для этого документации);
- проведение закупочных процедур (от момента публичного размещения юридически значимой информации о начале процедуры закупки до момента заключения контракта с победителем);
- исполнение контракта (с момента его заключения до момента прекращения соответствующих обязательств);
- наступление ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта.
Законодательство о контрактной системе в редакции, существовавшей на дату публичного размещения юридически значимой информации о начале процедуры закупки, определяет применимое право как к размещаемой информации о проводимой закупке и документации, так и в отношении всех последующих юридически значимых действий, совершаемых в ходе закупочных процедур, в частности при:
- принятии решений о внесении изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, отказе от проведения торгов;
- разъяснении положений документации о торгах;
- осуществлении допуска либо отказа в допуске к участию в торгах, определении победителя торгов, запроса котировок;
- заключении контрактов, согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, в случае если размещение заказа признано несостоявшимся;
- осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.12.13 № 29401-ЕЕ/Д28и, Федеральной антимонопольной службы от 30.12.13 № АД/53811/13; см. также постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.06.18, Арбитражного суда Московского округа от 24.09.18 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.19 № 305-ЭС18-23114 по делу № А40-200808/17; постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.15 и Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.09.15 по делу № А53-29345/2014; Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.16 по делу № А12-10847/2016; Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.15 и Арбитражного суда Поволжского округа от 29.02.16 по делу № А55-13482/2014 и др.).
К числу последующих юридически значимых действий также следует отнести и действия, совершаемые в рамках исполнения государственного и муниципального контракта, применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Кроме того, установление фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (исполнителя, подрядчика) по размещению заказов, должно осуществляться в соответствии с положениями законодательства, действовавшего на момент размещения сведений на официальном сайте (постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.15, Арбитражного суда Центрального округа от 18.08.15 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.15 № 310-КГ15-14389 по делу № А14-16527/2014).
Таким образом, иммунитет от изменения правового регулирования следует устанавливать с момента первого публичного размещения юридически значимой информации о начале процедуры торгов (закупки) и до момента прекращения соответствующих контрактных обязательств, а при неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта – до момента привлечения к ответственности.
Логика общеправового принципа действия законодательства во времени применительно к контрактной системе связывает его применение с публичным совершением юридически значимых действий, по общему правилу определяемых односторонними действиями публичного заказчика по публичному размещению информации о закупке.
Подобный подход должен применяться и в ситуации, когда в законодательство вносятся изменения, определяющие правовое положение участников закупок. Момент применимого права должен определяться в этом случае моментом подачи заявки на участие в закупочных процедурах.
Из судебной практики следует, что статус субъектов малого и среднего предпринимательства подтверждается исходя из законодательства, действовавшего на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе и рассмотрения вторых частей заявок. Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.12.15 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»5 первое размещение сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего ведение указанного реестра в соответствии с Федеральным законом от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»6, осуществляется 1 августа 2016 года. В силу части 10 статьи 10 Федерального закона от 29.12.15 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 августа 2016 года для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные статьей 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». 5 Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1 (часть I). Ст. 28. 6 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 4006
Если подача заявки на участие в электронном аукционе и рассмотрение вторых частей заявок осуществлены до 1 августа 2016 года (в рассматриваемом случае – протокол рассмотрения вторых частей заявок от 29.07.16), то статус субъектов малого и среднего предпринимательства подтверждается исходя из законодательства, действовавшего до указанной даты (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 10.08.16 № 08-01-297).
Вместе с тем в подобных случаях юридически значимым должен быть факт подачи заявки на участие в электронном аукционе, а не рассмотрение вторых частей заявок (в рамках которого как раз и анализируются сведения о правовом положении участника закупки) (пункт 1 части 6 статьи 54.4 Закона № 44-ФЗ). Подобное толкование возможно из-за отсутствия определенности о моменте действия измененного законодательства, на устранение которого направлено ранее сформулированное предложение о дополнении статьи 422 ГК РФ.
Указанный довод согласуется и с правовыми позициями, приведенными применительно к одному из способов осуществления закупок в пунктах 5, 6 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 сентября 2016 года, согласно которым: участник закупки должен соответствовать требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ, с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя; соответствие участника закупки требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ, на момент выявления победителя не имеет правового значения в случае, если участник закупки не соответствовал этим требованиям на момент подачи заявки для участия в электронном аукционе.
Представляется целесообразным генерализировать указанную позицию и дать разъяснения в форме постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации о том, что иммунитет от изменения нормативно-правовых актов, регламентирующих правовое положение участников закупок, определяется моментом подачи заявки на участие в закупочных процедурах.
При определении способа закупки применяются подзаконные нормативные правовые акты, действовавшие на момент размещения извещения о проведении открытого конкурса в единой информационной системе.
Определение способа закупки (путем проведения открытого конкурса или электронного аукциона) зависит от даты размещения извещения о проведении закупки, в рассматриваемом случае – 29.04.16.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Соответственно, применяется редакция распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.03.16 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)»7, действовавшая на дату размещения извещения о проведении закупки (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 07.07.16 по делу № 44-2731/16). 7 Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 13. Ст. 1880.
Следовательно, способ закупки определяется датой размещения извещения о проведении закупки или направления приглашения принять в ней участие.
Таким образом, дата публичного размещения извещения об осуществлении закупок или направления приглашения принять участие в них определяет применимое право на стадиях:
- определения способа закупки;
- размещения информации о закупке;
- проведения закупочных процедур, в том числе установления соответствия участника закупок установленным требованиям;
- исполнения государственного и муниципального контракта;
- применения мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного и муниципального контракта.
Применимое право, как система правовых норм, регулирующих отношения в сфере закупок, базируется на нормативных правовых актах, вступивших в законную силу.
Не имеет правового значения, если на момент размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупок было известно, что установленные в нем запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, будут сняты в ближайшее время.
Применимое право определяется датой размещения информации об осуществлении закупки, что в отношении указанной ситуации антиконкурентно по своей сути, но законно по формальным основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.15 № 14578 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года, включающий в том числе выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 названного перечня). 8 Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 2 (часть I). Ст. 333.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.17 № 672 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 года № 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»9, принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31.05.17 № 244 «Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики»10, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/02.06.17, постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.15 № 1457 признано утратившим силу с 10 июня 2017 года. 10 Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 23. Ст. 3311. 9 Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 23. Ст. 3361 10 Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 23. Ст. 3311.
Установленные заказчиком условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.15 № 1457 в извещении о проведении электронного аукциона и информационной карте аукционной документации, размещенных в единой информационной системе 18.05.17, признаны не противоречащими законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Соответственно, если на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона ограничения не отменены, то они будут применяться и в том случае, если в ходе осуществления закупочных процедур они будут отменены (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 09.06.17 по делу № ЭА-1209/2017).
Не имеет правового значения, если на момент размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупок (05.06.17) было известно, что установленные в нем запреты на допуск товаров будут сняты в ближайшее время11 (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13.06.17 по делу № ЭА-1221/2017). 11 Как уже указывалось выше, постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.17 № 672 было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 02.06.17.
В этом случае правоприменительная практика демонстрирует формальный подход, что нельзя признать верным ни с точки зрения такой цели законодательного регулирования контрактной системы, как обеспечение эффективности государственных и муниципальных закупок (часть 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ), ни с точки зрения соблюдения принципа обеспечения конкуренции. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и предотвращение любого ограничения конкуренции, в частности необоснованного ограничения числа участников закупок (статья 8 Закона № 44-ФЗ).
Формальное соблюдение ограничительных мер в таких случаях потенциально ограничивает число участников закупок, а решение проблемы видится в возможности корректировки размещаемой информации о закупке и закреплении четкого перечня соответствующих оснований.
Таким образом, считаем, что статью 42 Закона № 44-ФЗ следует дополнить частью 2 следующего содержания: «Если нормативный правовой акт принят и официально опубликован, но момент вступления его в силу наступает после даты размещения извещения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо приглашения об участии в них, но до даты окончания рассмотрения заявок участников по существу, то заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в процедуре закупки. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в единой информационной системе или направляются всем участникам закрытого аукциона, которым была предоставлена документация о закрытом аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в процедурах закупки (или в отношении конкретного лота) должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней».